Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made! Поскольку не хлебом единым жив человек, приходится иногда задумываться над тем, каким образом наши дети изучают окружающий мир. Определённой формой познания человеком предметов и явлений является речь. И, конечно, речь — это средство общения людей друг с другом. А значит, это незаменимый инструмент для ребёнка в процессе становления его личности. Итак, сегодня я предлагаю выяснить, как происходит развитие речи детей через театрализованную деятельность.
Роль театра в развитии ребёнка настолько важна, что об этом можно говорить бесконечно.
Театрализованные представления, в которых с раннего возраста участвует сам ребёнок, приносят малышу колоссальную пользу.
Помимо речи, театр неизбежно развивает в детях творческие способности, стимулирует развитие психики.
Театр также замечательно помогает развивать эмоциональный интеллект, о котором я написала уже не одну статью:
- «Почему вашему ребенку необходимо развивать эмоциональный интеллект»
- «Самый лучший способ для развития EQ у детей»
Содержание
Маленький домашний театр
Маленький домашний спектакль, созданный родителями с помощью любимых игрушек ребёнка, — это самый лучший способ донести до малыша важную информацию, установить взаимопонимание.
Игровая форма общения всегда предпочтительнее.
Например, совершенно бесполезно на словах убеждать ребёнка, что он не должен бояться подходить и знакомиться с другими детками на площадке во дворе.
Ребёнок не воспримет эту информацию. А зачем ему это надо? Это родители мучаются головной болью оттого, что ребёнок растёт нелюдимым букой.
А сам ребёнок пока не понимает всей важности развития навыков общения.
Иногда ему хочется с кем-то поиграть, но это же так страшно!
А вдруг ребята не станут с ним дружить?
И тогда на помощь приходит его любимый мишка.
Пример постановки домашнего спектакля
Косолапый плюшевый друг будет грустный ходить по импровизированной детской площадке в детской комнате, вздыхать и громко мечтать с кем-нибудь поиграть.
Это совершенно точно заинтересует вашего малыша.
Он станет внимательно следить за развитием событий.
А потом на ту же «площадку» придёт, допустим, его любимая лисичка.
Она тоже привлечёт к себе внимание ребёнка печальными рассуждениями о том, как ей скучно одной на площадке и как страшно подойти к мишке, познакомиться с ним и вместе поиграть.
Мишка такой страшный, ой, какой страшный!
Лисичка прячется от мишки и трясётся от страха.
Обычно в этом месте дети начинают хихикать, и тогда уж можно спросить у маленьких зрителей, как же помочь мишке и лисичке?
Можно дать им маленький мячик, чтобы игра завязалась. Дети от такого спектакля приходят в восторг.
А ещё они великолепно понимают всё, что вы пытаетесь до них донести этим представлением, формулируют свои мысли. И уже на следующий день такие «стесняшки» смело идут знакомиться с другими детьми на площадке.
И надо сказать, что такой креативный способ помогает корректировать поведение ребёнка в любых других случаях, не только тренировать коммуникативные навыки или речь.
Цель у домашнего спектакля может быть любая.
В своей статье «Как избежать проблем с речью у детей. Интервью с логопедом», я собрала несколько советов о том, что ещё можно сделать в домашних условиях для формирования правильной речи у малыша.
А в будущем я обязательно напишу несколько статей на такие темы: как сделать дома теневой театр, кукольный театр, в какой театр сходить с ребенком и т.д. Это очень интересная и богатая тема, тесно связанная с воспитанием подрастающего поколения.
Театрализованная деятельность в детском саду
Итак, через игру ребёнок получает знания о том, как устроено общество, как строятся отношения между людьми, учится позиционировать себя как личность.
Для взрослых, переживающих за будущее своих детей, это отличная возможность вмешаться и «возглавить безобразие», чтобы направлять и корректировать.
Именно поэтому в детском саду так много внимания уделяется театрализованным представлениям с непосредственным участием дошкольников.
Это самый доступный способ самовыражения в творчестве для детей, поэтому организация таких спектаклей безусловно привносит неоценимый вклад в развитие наших детей. Готовясь к спектаклю, дети занимают свои мысли будущим художественным образом. Это способствует развитию воображения, ассоциативного мышления и речи.
Почему театральная деятельность способствует развитию речи?
Дело в том, что публичные выступления, как средства развития малышей, неизбежно приводят к расширению словарного запаса.
Ребёнок попадает в такую ситуацию, когда он вынужден активно воспринимать и использовать важную новую информацию.
Так дети на практике познают всё богатство родного языка, пользуются его выразительными средствами.
Выступая на сцене, ребёнок старается говорить чётко и достаточно громко, чтобы его все услышали и поняли. Это способствует развитию артикуляционного аппарата.
Вот так выступал наш старший сынок в 4 года, когда занимался в театральной студии:
Во время действия на сцене малыш лучше всего тренирует навыки общения посредством диалога. Ребёнок находится в таких условиях, когда ему приходится чётко понимать структуру представления, последовательность действий всех героев, причинно-следственную связь событий.
Всё это способствует укреплению и развитию речевого аппарата. Малыш тренируется формулировать свои мысли и выражать их.
Художественная постановка обязательно поможет ему усвоить элементы речевого общения:
- мимика;
- жесты;
- позы;
- интонация;
- модуляция голоса.
И, конечно, для детей самое важное в театре – это ощущение волшебства, ожившая сказка.
Дети добровольно и с удовольствием окунаются в этот полезный процесс развития речи и развития личности.
Как приобщить ребёнка к театру?
Возможно, ваш малыш не захочет выступать на сцене.
Что ж, это его выбор.
Зато, может быть, ему понравится смотреть спектакли с участием профессиональных актёров?
Как развить у ребёнка эту полезную привычку?
Сегодня это очень просто.
Во времена моего детства театр был сущим наказанием для маленьких детей. В нем было слишком много запретов.
Маленьким зрителям во время спектакля нельзя было говорить, прыгать, обсуждать самые эмоциональные моменты с соседями.
Можно было сидеть тихо и изо всех сил стараться не потерять нить сюжета.
Да, в театрах всегда ставились спектакли по классическим бессмертным произведениям. Были предусмотрены различные виды и формы подачи, от простенькой музыкальной постановки до настоящего балета.
Да, спектакли предусмотрительно делились по возрастам зрителей.
Но мало кто задумывался над необходимостью в первую очередь заинтересовать публику, состоящую из малышей.
Но в наши дни всё популярнее становится такое явление как интерактивный театр.
Вот уж это настоящее погружение в волшебный мир сказки!
Это гениальное изобретение, позволяющее полностью завладеть вниманием маленьких зрителей.
Их и зрителями-то в это время назвать нельзя.
Скорее всё-таки они становятся полноправными участниками сказочного действа. Только при этом не проговаривают заранее заученный текст, а играют по заданным правилам наряду с окружающими их персонажами сказки.
Ребёнка это, естественно, очень занимает, заставляет сопереживать героям, принимать активное участие в развитии событий. А значит, он гораздо глубже понимает сюжет, логику действий персонажей. Усваивает морально-нравственный посыл старой мудрой сказки.
Заключение
Театральная деятельность – это отличная методика для развития вашего ребёнка.
Именно через театр вы можете заложить в формирование новой личности не только способность развивать речь, но и общие фундаментальные ценности.
Связная речь – это только начало.
Родителям остаётся не забывать расспрашивать своих деток после представления, что им понравилось, что они поняли и запомнили.
Ибо ничто так не развивает речь ребёнка, как душевные беседы с домочадцами, а театр – лишь благодатная почва.
Начните приобщение ребёнка к театру с интерактивных спектаклей и обязательных вопросов о его впечатлениях, и вы сразу заметите положительные изменения в речи своего малыша!
С уважением, Маргарита Мамаева
P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях
Комментариев к статье: 3
Да, действительно, предстоящее выступление на сцене подталкивает ребёнка активно запоминать и понимать текст.
Очень понравилась идея домашнего театра, помню, как сами с подружкой в детстве наряжались в героев любимых сказок и разыгрывали целые спектакли. жаль, зрителей у нас не было. Родители вечно занятые, а подружек других не было. Поэтому полностью поддерживаю — у деток с малолетства надо развивать творческие способности!
Да, грустно, когда у артистов нет зрителей :( И родителей понять можно, и деток жалко. Поэтому я себя порой заставляю уделить детям время, хотя далеко не всегда есть силы.