Лого

Как научить ребенка считать примеры в пределах 10, 20 и 100. Быстро и правильно в домашних условиях

Автор: |
Рубрика: Развитие детей

Здравствуйте мои дорогие читатели! В прошлый раз я рассказала о способах, которые можно использовать для того, чтобы малыш мог читать слова чуть ли не с пеленок! Писала о том, как научить ребенка читать быстро и правильно в домашних условиях. А также поделилась с тем, как мы со своим сыном осваивали этот нелегкий путь. Сегодня вы узнаете о том, как научить ребенка считать примеры в пределах 10, 20 и даже 100.

Причем сделаете это легко и играючи с помощью советов, приведенных в данной статье.

Мы учимся дома в форме семейного образования. И мне приходится постоянно искать эффективные способы обучения. Почему мы выбрали такой путь?

И когда родитель выбирает как учить своего ребенка, возникает много вопросов.

Я написала на эту тему несколько статей, почитайте и поймете:

Например, а что плохого, если ребенок будет смотреть обучающие интернет-ролики, ведь столько времени освобождается для своих дел? В каком возрасте следует начинать проводить занятия с детьми? С чего начать? Как легко можно научить ребенка счету?

Методик масса, людей, готовых предложить самые эффективные развивающие занятия огромное количество, только деньги плати, всему научат!

А вам, дорогие родители нужно понимать, что и вы можете дать ребенку многое и не обязательно развивать его с помощью специалистов с самых пеленок.

Сегодняшняя статья как раз и раскроет основные важные моменты в обучении счету — когда начинать это делать с помощью каких подручных средств, что делать когда не хватает пальцев и т.д.

С помощью чего можно научить ребенка считать — пальцы, линейка, счетные палочки

Интерес к цифрам у малышей просыпается в возрасте 1,5 — 2 года. Не будем далеко ходить, чтобы найти предметы для пересчета — поработаем пальцами!

До 10 это вроде просто.

Но, что если попросить показать число 12? Вы заметите недоуменное детское выражение лица: «Но пальчиков-то больше не осталось? Как без пальцев обойтись?»

Пусть нулевая отметка будет выглядеть, как расправленные пальчики.

И счет начнется с того, что мы будем загибать в кулачок по одному пальцу и в итоге наша десяточка будет выглядеть вот так:

А дальше, отгибая пальцы, у нас уже будет другой уровень: 11, 12, 13… 20!

Вот и нашлись, так называемые недостающие пальчики! И мы легко досчитали до 20.

При помощи линейки можно начинать изучать примеры сложения и вычитания.

В зависимости от того, какое действие должны совершить наши цифры, вы будете переходить шажочками на заданное количество раз: влево или вправо.

Находим значение первого слагаемого и по линейке отсчитываем число делений, равное второму слагаемому.

Для маленьких детей любая цифра — это что-то абстрактное. Все, что нельзя увидеть, потрогать или погрызть просто не воспринимается. Воспользуйтесь счетными палочками!

Специалисты таких направлений как русская классическая школа (пока не полностью, но многое берем мы с сыном из нее) и вольдорфская педагогика всю начальную школу рекомендует придерживаться принципа «прочувствования через тело».

Что это значит?

В предыдущей статье про развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста я писала о том, что наш мозг развивается через пальчики.

Т.е. чем больше ребенок трогает, мнет, рвет, лепит, крутит и т.д., тем быстрее развивается.

Вот и в начальной школе действует тот же принцип.

Решение примеров идет с помощью палочек, кубиков, счетов и других материалов, с которыми можно проводить манипуляции.

Даже слова «плюс» и «минус» лучше пока отложить на более старший возраст.

А использовать термины «добавить», «убрать».

Как научить ребенка считать примеры в пределах 10

Дети оценивают наше поведение и если мы постоянно будем отмахиваться, мол, некогда, потом что-нибудь посчитаем, то малыш может подумать, что счет — это не такая уж и важная процедура! Ему останется повернуться обратно к своим давно изученным игрушечкам.

Или уткнуться в экран гаджета.

Я уже писала о том, как привить детям любовь к чтению ребенку. Если вы ее пропустили, то обязательно туда загляните. Эта информация поможет вам удерживать интерес ребенка к знаниям.

Надо, чтобы ребенок понял, что счет — это часть нашей жизни! Постепенно усложняйте его кругозор в мире.

Создавайте ситуации, где дети начнут задумываться, анализировать происходящее.

Покупаете игрушку или какую-нибудь вкусняшку — отдаете за это деньги, которые надо не только знать, но и уметь считать, вдруг на завтра их уже не останется!

А что если начать копить на то, чего больше всего хочется? О том, как научить ребенка считать деньги и, по-большому счету, дать экономическое воспитание я писала! Вы ее уже прочли эту важную статью? Воспользовались советами?

Ну, а как же быть с крохами? Им копилку не сунешь в руки — бессмысленно!

Придумайте какие-нибудь игрушечные приспособления, чтобы на них было изображено несколько предметов.

«А сколько машин остановилось на светофоре? Сколько косичек заплетем сегодня: две или одну?» — вот какие вопросы постоянно должны звучать в адрес вашего ребенка!

А также не упускайте из виду самые обыкновенные считалочки!

Воспользуйтесь специальными развивающими роликами для детей, которыми пестрит интернет.

«Да это настоящая выручалочка!» — скажут многие. А вот тут-то и кроется опасность для дальнейшего детского развития! Одно дело, когда они смотрят мультик минут 10-15, а другое, когда вы оставляете ребенка наедине с монитором на несколько часов! Потом они вообще не отрываются от экрана!

А что такого?

А то, что, мало того, глаза портятся, да еще и моторика не развивается! Более того, малыш сам не думает, за него там все решают и показывают ответ. Конечно, он все запомнит, но где же развитие логики? Запоминать ответы, это не размышлять!

Поэтому как бы не было тяжело, уделяйте побольше времени на живое общение с ребенком, пусть ваше времяпрепровождение превратится в своеобразный квест!

Игры должны проходить с пользой. Пусть игрушки будут с изображением чисел. А если строить башню из кубиков, то обязательно надо посчитать, сколько элементов понадобится для того, чтобы она была высокой.

Затем введите за правило измерять рост. Это еще один наглядный пример, который вызовет интерес у маленьких. Ростомер должен быть в каждой детской комнате!

А как любят они на своих пальчиках показывать свой возраст!

Занимайтесь с маленьким не больше 10 минут, чтобы ему не наскучила учеба!

Что нужно чтобы научить ребенка считать с переходом через десяток

Самое важное, это правильно начать обучение.

К тому времени, как вы начнете это процесс, он уже должен разбираться в том, какое число больше, а какое меньше, а также без проблем считать в пределах 10-ти.

Если ребенок неправильно будет представлять себе саму схему начала счета, то впоследствии будут ошибки плюс-минус на одно число.

Например:

8 + 4

Он будет считать 8, 9, 10, 11. Он решит, что 8 — это первый ход!

Надо разбивать цифры на слагаемые.

Сколько восьми не хватает до десяти — два.

Занимаем у 4 две единицы и получаем 10.

Сколько остается у четверки? — 2.

8 + 4
8 + 2 + 2
10 + 2 = 12.

Главное, показать ребенку, что лучше позаимствовать единицы у меньшего числа, представленного в примере, чтобы он не запутался в том случае, когда первое слагаемое будет меньше второго.

Вычитать будем по той же схеме:

17 — 9

Чтобы добраться до десяти нам надо из 17 убрать 7.

Разложим девятку на слагаемые так, чтобы одно из них составляло цифру семь.

9 = 2 + 7

Что у нас получается?

17 — 7 — 2
10 — 2 = 8

Вот и решение!

17 — 9 = 8

Да, вычитание немного сложнее.

Тут, главное, запастись терпением!

Как легко научить ребенка считать примеры в пределах 20

Легче всего предоставить детям карточки с числами, чтобы они визуально начали понимать принцип сложения и вычитания.

Для них двузначные числа, допустим, 18, это рядом стоящие единица и восьмерка.

Продемонстрируйте, как образуются эти числа, путем наложения карточек друг на друга. Для этого вам понадобится изображение десятки на одном листочке.

А теперь положите сверху любую цифру. Скажем, ту же самую восьмерку! Будет выглядеть, как будто мы прибавили 8.

Вот такими действиями мы и покажем, как десятки и единицы образуют между собой союз.

Итак, повторим, только уже с другими числами.

10 + 6 =

Шестнадцать!

А если мы выудим из-под шестерки 10, то выйдет?..

Смотрите, намного проще понять принцип складывания и вычитания через десяток! Согласны?

Тоже хороший вариант: вычисление на счетах. Помните, как ими пользоваться?

Счеты бывают разными.

Например, классическими небольшими, недорогими и из пластика.

Для начала и таких будет достаточно, чтобы развивать мелкую моторику и учить ребенка считать.

Кому пластик не нравится — купите деревянные.

Есть вот такая смесь конструктора и счетов


А если сопоставить две линейки, то примеры будут решаться, в буквальном смысле, за секунды!

Сейчас расскажу подробней про этот метод.

Соедините шкалу линеек так, чтобы 12 совпадало с 0.

А теперь прикинем целый ряд решений сложения в пределах 12.

Двигайте линейку, устанавливая заданные слагаемые и на отметке 0, сразу будет виден ответ!

Вычитание происходит аналогичным способом.

Ставим напротив 14 — 0, это будет началом отсчета, и отмеряем 7 сантиметров, только уже в обратном порядке.

Мне кажется это самый простой и понятный способ вычисления! Хорошо, если ребенок постепенно запоминает ответы.

Методика обучения счету в пределах 100

Дети не только должны запоминать, как выглядит какое-нибудь число, но и представлять само количество! Это важно!

Например, ментальная арифметика, к сожалению, лишена этого качества. Одна косточка или бусинка (как вам удобно, так и называйте), означает, цифру 5 и в итоге когда ребенку надо набрать 6, то он использует всего 2 косточки!

Чтобы не приходилось ничего придумывать самим, лучше воспользуйтесь специальными тетрадками, где разработана программа по обучению и дается ряд задач.

Самое главное, это не перенапрягать ребенка! Как только почувствовали, что его внимание начинает рассеиваться — сразу прерывайте занятие!

В прошлой статье была упомянута методика обучения чтению Николая Зайцева. Воспользуемся и сейчас его задумками! Она называется: «стосчет».

На стену, чуть выше уровня детских глаз, размещается лента из чисел.

Лучше, если вы постепенно будете продлевать эту полосу, чтобы детей не сбивали, пока еще незнакомые большие числа.

Можно также рассмотреть таблицу Никитиных. Она более компактная, но я бы подумала, что она хороша после того, как поработаете с предыдущей лентой.

А как, по-вашему, сможет ли неподготовленный ребенок с легкостью освоить числа в пределах 100 по этой таблице?

Напишите в ваших комментариях. Возможно, что вы пользуетесь какой-нибудь другой методой?

Что нужно чтобы ребенок считал примеры в уме — основные правила

  1. Начните с того, что попросите назвать те числа, в которых содержится двоечка. Для этого четко определите отрезок, скажем, от 1 до 20.
    Если ребенок ошибается, пропуская, скажем, число 12, то это даже хорошо, есть возможность снова напомнить весь цифровой ряд. А это еще больше дает возможность для запоминания.
    Это упражнение тренирует способность визуализировать и без труда работать с числами.
  2. Следующее упражнение.
    Прибавляй, допустим, к трем — два. В уме, как бы начинаем считать, будто по линейке. Получается, что выйдет целый ряд чисел: 5, 8, 11, 14...и т. д.
    Таким образом, прокачивается сложение и вычитание. Конечно, позже нужно будет вводить умножение и деление.

Но не все сразу!

Для развития внимания используйте таблицу Шульте. Пусть постарается быстро находить те числа, которые вы ему называете.

И давайте ребенку много-много примеров для решения! Главное, начинать с однозначных чисел, не переходить сразу на многозначные!

Если ребенок ошибается, то сразу предлагайте снова решить этот пример на отдельном листочке.

Даже не надейтесь, что в 1 классе сразу всему научат! Занимайтесь, занимайтесь и снова занимайтесь!

Вы ведь помните одну из моих статей, где я рассказывала о том, чему не научат в школе. Она даже состоит из 1 и 2 части. А как вам то, что красная ручка может навредить психике вашего ребенка? Напишите в своих комментариях о своем мнении по этому поводу, будет интересно пообщаться!

Несколько интересных примеров обучения счету в начальной школе

Единственный момент, который должен быть проработан, это четкое знание счета от 0 до 10! Чтобы назубок знали все ответы на примеры сложения, вычитания, умножения и деления в этом сегменте!

Начнем с того, что надо научиться разбивать сложные числа на более простые.
78 — 9 =

Разложим: 9 = 8 + 1

78 — 8 — 1 = 69

А вот еще один способ!

Как можно решить эти примеры устно?

А как это выглядит на бумаге?

А теперь посчитайте сами! Все верно получается? И не обязательно подсчитывать столбиком!

Как быстро умножить 2, 4, 16? Просто надо помнить, что

4 = 2 * 2
8 = 2 * 2 * 2
16 = 2 * 2 * 2 * 2

Деление? Давайте, разберемся! По-моему, такие числа решаются уже во 2 классе.

Надо, что-то придумать, чтобы легко разделить заданное число. Все просто!

Не совсем понятно?

10 = 5 * 2

Если мы число разделим на десять, то для получения ответа, нужно будет ответ удвоить. Согласитесь, ведь с десятками всегда проще обращаться!

Дальше идет умножение на однозначные числа.

И тут все раскладываем по полочкам!

Итак, к какому выводу мы пришли? Выходит, как в пословице: разделяй и властвуй!

Как узнать, делится ли число на 2, 3, 4, 5, 6 или 9?

Я точно помню, как в школе нам говорили о том, что если последняя цифра в данном числе делится на 2, то оно без проблем делится пополам.

А как быть с другими числами? Есть вот такие правила

Так, двигаемся дальше.

Число точно разделится на пять частей, если его последняя цифра 0 или 5.

В случае 6, надо чтобы сумма цифр в заданном числе делилась на два и три.

Все-таки повторюсь, запоминать и доходить до ответа с помощью логики — это разные вещи. Для того чтобы детский мозг развивался, нужно научить их размышлять! А математика уверенно подводит человека к конструктивному мышлению.

Ну вот и все. К сожалению, опять надо с вами ненадолго прощаться. Напишите в своих комментариях, понравилась ли вам эта статья? Смогли ли вы с помощью моих советов научить ребенка считать в пределах 10, 20 и 100? Может быть, остались какие-либо вопросы или что-то осталось без должного внимания?

Поделитесь ссылкой со своими друзьями в соцсетях, буду рада со всеми пообщаться!

В будущем я хочу написать о том, как научить ребенка писать красиво и аккуратно. Подписывайтесь на обновления моего блога и вы ничего не пропустите!

С уважением, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях

Этой статьёй стоит поделиться с друзьями. Жми!
подпишись и улучши свою жизнь

Комментариев к статье: 10

  • Вера (https://spbinteres.ru/) | 08 Ноября 2019 Ответить

    Узнала для себя очень много нового. Сама с математикой на вы, спасибо. :idea:

    • Маргарита Мамаева | 08 Ноября 2019 Ответить

      Пожалуйста, Вера :) Я рада, что информация оказалась для вас нужной :)

  • Анжелика | 10 Ноября 2019 Ответить

    Научить ребенка считать это дело важное и нужное, родители должны обязательно уделять больше времени своему малышу и давать ему разные полезные навыки, которые пригодятся в жизни. Уметь правильно считать, дело полезное и в жизни пригодится. Уроки очень доступные и познавательные, все так интересно и понятно, что родителям надо только брать на заметку эти развивающие примеры и игры.

    • Маргарита Мамаева | 10 Ноября 2019 Ответить

      Я с вами, Анжелика, полностью согласна :) Уметь считать нужно хорошо. В жизни часто необходимо :) Я рада, что уроки и упражнения понравились — пользуйтесь на здоровье!

  • Евгения | 11 Ноября 2019 Ответить

    После прочтения статьи мне стало немного страшно. Я сама математику не люблю. Считать не умею. При чем эта проблема глобальная посчитать сдачу в магазине не смогу. Хочу научить своего ребенка правильно считать и уметь решать элементарные примеры в голове. Спасибо за интересную и познавательную статью. Думаю начнем с цветных палочек, а там посмотрим.

    • Маргарита Мамаева | 11 Ноября 2019 Ответить

      Евгения, страх исчезает в процессе изучения и применения знаний :) Я математику любила, училась в физико-математическом классе, но, чтобы научить ребенка мне приходится учиться заново. И понимание, почему нужно именно так тоже приходит в процессе. Так что не бойтесь — пробуйте и у вас все обязательно получится :)

  • Светлана. | 12 Ноября 2019 Ответить

    Маргарита, спасибо за советы. Статья добрая. Но я всегда жалею внуков-нет у них детства. И в тоже время никуда не денешься, никто не хочет, чтобы его ребенок был хуже других. До чего дошел прогресс...

    • Маргарита Мамаева | 12 Ноября 2019 Ответить

      Светлана, но кто же просит лишать детей детства :) Можно ведь учить правильно и вовремя, тогда учеба будет и результативна и в радость :) А если отдать в обычную школу и ругать за оценки, тогда да... Мне тоже жалко деток :(( А вот насчет того, чтобы ребенок был не хуже других, то тут уже родителям нужно очень задуматься чего они хотят — потешить свое самолюбие или хорошо ребенку сделать :)) Дети не обязаны соответствовать ожиданиям родителей и об этом нужно помнить! Они пришли решать свои задачи и им просто нужно помочь.

  • Татьяна | 26 Ноября 2019 Ответить

    Учила своих считать лет с двух между делом. считали все: ступеньки, яблоки, доски в заборе. Читали также. На игрушечных машинках подвозили буквы-картонки и кубики и слоги и собирали слова в рядочки. Жаль, не было таких методик, как увас с статье. Все, что придумывалось, придумывалось самостоятельно.

    • Маргарита Мамаева | 26 Ноября 2019 Ответить

      Татьяна, обучение между делом — очень даже эффективно. Ведь, все науки нужны для жизни. Как раз здорово объяснять ребенку, что математика нужна каждый день, а не на уроке в школе, чтобы написать контрольную и получить пятерку :) Но и определенные знания и методики тоже нужны. Я сейчас учу сына дома, начинаю многое осознавать почему так, а не иначе. Как раз вчера читала статью про вред ментальной арифметики. А многие родители платят деньги и бегут за модой, не понимая, что вредят развитию ребенка.

Добавить комментарий

  • :|
  • :x
  • :shock:
  • :oops:
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!: