Лого

Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы снизить стресс от новой жизни

Автор: |
Рубрика: Детский сад, школа и прочие системы

Здравствуйте, читатели блога Жизнь Hand Made!  Ваш ребенок подрос и вы всерьез задумались над тем, как подготовить ребенка  к детскому саду.  Как снизить стресс, минимизировать травму разделения с мамой и помочь малышу почувствовать себя уверенным, повзрослевшим и гордым от того, что он справился со своими страхами и перешел к новому этапу жизни?

Написала много умных фраз и подумала, а все ли родители понимают насколько серьезным является для ребенка поход в детский сад?

Неоднократно слышала от молодых мам и пап, что садик нужен ребенку, чтобы ему не было скучно дома... Чтобы играть с детьми и т.д.

А все ли понимают насколько это сложный и важный этап для ребенка?

Поговорим об этом дальше...

как подготовить ребенка к детскому саду, kak-podgotovit-rebenka-k-detskomu-sadu

Ну что ж... В статье «Мы идем в детский сад!»  я писала о том, как я отношусь к детскому саду в принципе, и почему было принято решение о том, чтобы повести ребенка в детский сад.

Также я озвучила процедуру трудоустройства ребенка и некоторые важные моменты, касающиеся бюрократической стороны вопроса. Почитайте, если вы только начали этот процесс...

Для тех же, кто думает о том, нужен ли ребенку детский сад, готов ли он к детскому саду и вовсю сомневается, рекомендую почитать статью «Детский сад — маленькая смерть для ребенка» и книгу Ольги Писарик «Привязанность — жизненно важная связь».

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ  I ЭТАП

Честно (это залог отсутствия дальнейших переживаний на тему садика) ответить на несколько вопросов:

  1. Зачем нам нужен детский сад?
  2. Можем ли мы выбрать сад или готовы идти в первый предложенный?
  3. Какой формат посещения детского сада подходит для нашего ребенка и нашей семьи?
  4. Понимаем ли мы, что для ребенка посещение детского сада — серьезная работа, а не развлечение, особенно на первом этапе?
  5. Как мы будем снимать накопившийся стресс у ребенка и готовы ли потратить достаточно времени, чтобы помочь ребенку адаптироваться к новой жизни?

Варианты ответов могут быть различными...

Тут главное честность перед самим собой.

Не нужно прикрываться избитыми формулировками типа «ребенку нужен детский сад для социальной адаптации»... Причем объяснить толком, что это такое, иногда родители не могут.

Изначально детский сад был создан для того, чтобы мамы могли выйти на работу...

Первые детские сады появились в середине 19 века и государство взяло на себя ответственность принимать участие в воспитании будущих членов общества и тем самым несколько освободить молодых мам.

И многие мамы так обрадовались, что полностью переложили ответственность за воспитание детей на плечи государства и детских садов.

А здесь, как и во всем, нужен баланс и понимание того, что происходит, без иллюзий и самообмана.

Решили несколько освободить себя — почему бы и нет, детский сад дает такую возможность. Но ответственность за воспитание и развитие лежит все равно на родителях!

Вторая причина — тоже достаточно распространенная. Желание родителей научить своего ребенка общаться с другими детьми и решать возникающие конфликты самостоятельно. Т.е. та самая пресловутая «социальная адаптация».

В силу того, что в современном обществе количество детей в семье снижается и иногда ребенок всего один, то у детей возникает дефицит общения со сверсниками.

Но! Надо честно признавать, что общение со сверсниками для ребенка до 3-х — 4-х лет — это огромное напряжение и работа.

Дети друг для друга являются «непредсказуемой угрозой» без наличия взрослого рядом, к которому у ребенка есть «привязанность» (или по-просту доверие).

И именно родители первыми показывают, как нужно общаться с окружающими.

Сначала примером своего общения, потом объясняя и разруливая конфликты, которые возникают у ребенка на улице, в песочнице, на горке и в любом месте контакта с другими детьми.

А уже потом ребенок берет эту модель в самостоятельное плавание.

Садик хорош и помогает ребенку, когда с воспитателем сформирована та самая привязанность (о которой Ольга Писарик и написала целую книгу) и количество детей на одного воспитателя не превышает 5! человек.

Каковы реалии наших садиков? 20-30-40 детей в группе и 1 воспитатель. При этом воспитатели болеют, меняются, уходят в декрет и т.д.

А это что? Невозможность сформировать привязанность и отсутствие ощущения безопасности.

Постоянный стресс и болезни. Все говорят о том, что дети, пойдя в детский сад, начинают болеть. Как будто бы встреча с инфекциями происходит. На самом деле — это детский иммунитет не выдерживает стресса!

И здесь я подхожу к ответу на второй  вопрос — есть ли возможность выбрать садик.

Это очень важно!

Причем не столько с точки зрения близости от дома (хотя это тоже важно), а с точки зрения персонала, заведующей, оснащения садика и организации режима дня.

Чем меньше режим дня будет отличаться от вашего обычного — тем меньший стресс будет у ребенка! Каким бы идеальным не был утвержденный государством режим дня обычного садика, и сколько бы ученых его не обосновывало, вашему ребенку он может не подойти.

Наш сын после 3-х лет перестал спать днем и если бы мы его отдали на полный день в садик, он испытал бы сильный стресс только от этого, помимо всего прочего... «Привык бы» — сказали бы скептики. Да, привык, но ценой чего?

Все это должно в первую очередь понравиться вам. Если нет — обмануть ребенка не получится. Дети читают наши мысли и эмоции лучше экстрасенсов!

Также очень важно выбрать режим посещения детского сада — чем меньше ребенок, тем меньше времени он должен проводить в детском саду.

При этом вариант садика с 8-00 до 20-00 5 дней в неделю я не рассматривала бы НИКОГДА! Если только не хотите полностью потерять привязанность своего ребенка.

Ребенок должен знать, что дом — важнее садика, также как папиной и маминой работы. Лучший вариант, если мама работает в гибком графике, и она в любой необходимой ситуации может регулировать режим походов в детский сад.

Я для себя решила, что ребенок и семья для меня важнее карьеры и офиса (решение об этом я приняла еще в период беременности и даже написала целую статью), и рассматриваю варианты либо удаленной работы, либо коротких смен.

А пока вообще не работаю и веду блог как хобби с прицелом на будущее, как уже и писала во многих статьях.

Нам предложили, а я очень обрадовалась режиму садика с 13-00 до 16-00.

При этом мы ходим несколько раз в неделю.

Почему так мало?

Это ответ на 4 и 5 вопросы по поводу понимания Вами, что сад — это не развлечение ребенка, а серьезная внутренняя работа, вызывающая сильный стресс, особенно на первых этапах.

И здесь очень важно компенсировать то напряжение, которое накопилось у ребенка за день. Давать ребенку перерыв в посещении садика и не таскать его на все возможные развивалки дополнительно.

Больше проводить времени вместе, быть чуткими и терпеливыми к повышенной активности, возможно агрессивности и капризам. Все это — обратная сторона напряжению.

И я пожимаю плечами, когда мне говорят о том, что ребенок в садике сбрасывает энергию...

Он ее накапливает, потому что зажимается среди незнакомой обстановки и чужих людей. А вот выплескивает он ее дома!

Чем лучше ведет себя ребенок в садике, тем больше терпения Вам понадобится дома...

kak-podgotovit-rebenka-k-detskomu-sadu

Психологи советуют длительные прогулки вне игровых площадок (например, в парке за руку), ванны и посещение бассейна... Это хорошо снимает стресс и помогает восстанавливать привязанность.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ  II ЭТАП

Что еще нужно сделать до того, как ребенок пошел в садик? Его нужно подготовить психологически.

  1. Не обманывать, не идеализировать садик, а честно и ПОЗИТИВНО рассказывать о том, что такое детский сад. Очень полезно играть в детский сад. Используя игрушки, разыгрывать приход в детский сад, передачу воспитательнице, можно кушать за столом с куклами и тд. Я это делала, после того, как мы решили готовить ребенка к садику и пока оформляли медкарту. В итоге к каждому врачу Денис приходил и говорил — «хочу в детский сад», «можно мне идти в детский сад» и тд... Создание позитивного ожидания... О садике нужно говорить либо позитивно, либо никак, но при этом самим быть уверенным в том, что это хорошее место.
  2. Хорошо приходить на площадку детского садика гулять, чтобы это место было знакомо.
  3. Подчеркивать важность похода в садик, говорить о том, что у ребенка начинается новая интересная жизнь, что он уже большой.
  4. Важно приучать ребенка отпускать маму — сначала ненадолго, потом подольше. Оставлять с близкими людьми (папой, бабушкой), ездить в гости, ходить на занятия вместе с мамой, где мама находится неподалеку, но все же с ребенком занимается другой взрослый. И при всем этом формировать «ритуал прощания» с ребенком, чтобы к моменту посещения садика у него уже он был. И не менять! Если вы целуете ребенка перед тем как уйти — делайте это всегда, если он машет вам из окна — ни за что не забывайте повернуться лицом к окну и тд.
  5. Конечно же хорошо, если ребенок уже может сам себя обслуживать — просится в туалет, одевается, ест (если вы планируете оставлять его  кушать в детском саду). А это возможно уже в более старшем возрасте, поэтому чем старше ребенок, тем легче ему будет. Мы пошли в сад, когда Денису исполнилось 3 года 3 месяца, можно было и попозже... Ну уж точно не раньше...

Очень хорошо, если вы познакомитесь с воспитателем или воспитателями (если их несколько) заранее.

Это не всегда получается, у меня знакомство произошло в первые два дня посещения садика. Воспитатели — это вторые родители и очень важно наладить с ними хорошие отношения.

Они вам должны понравиться, если нет — меняйте садик, или группу, или отношение. Но нужно всегда понимать, что есть главные вещи, а есть то, на что можно и нужно закрывать глаза. Чисто по-человечески.

Есть такое понятие как «сватовство» ребенка воспитателю и воспитателя ребенку. Примером могут служить такие фразы в разговорах с ребенком — «Оказывается Марина Анатольевна (имя отчество воспитательницы) говорила, что у тебя хорошо получается .......» Или что-то в этом духе. И в обратную сторону — «Денис мне говорил, что вы так хорошо им рассказали сказку»...

Пригласите воспитательницу на чай к себе домой, чтобы ребенок видел ваше общение, а воспитательница могла иметь представление о том, как живет ребенок. Хотя в свете загруженности воспитателей это не всегда возможно...

Обычно воспитатели закрываются и защищаются от родителей по одной причине — они обычные люди и несут огромную ответственность за чужих детей и, боясь, получить осуждение со стороны родителей стараются нас с вами скорее с глаз долой убрать (имеется в виду ситуация, когда ребенок приходит в садик, а родителей просят побыстрее уйти).

А если признать заслуги за этот поистине не простой труд (я наблюдала за их работой несколько дней — об этом в следующей статье), то и к вам, и к вашему ребенку будет более теплое отношение, а не чисто формальное... Признавайте заслуги, а не ищите недостатки!

Ну что ж. В садик ходить решили, причины по которой ребенка в садик ведем осознали, как психологически подготовить ребенка к детскому саду узнали и подготовили, документы собрали, с заведующей, с воспитателями познакомились, договор оформили и наступил первый день посещения садика.

kak-podgotovit-rebenka-k-detskomu-sadu, как подготовить ребенка к детскому саду

Не испортить все то, что было наработано на первых двух этапах подготовки к детскому саду.

И об этом, а также о нашем первом дне и периоде адаптации  с выводами и советами для тех, кто только задается вопросом «как ребенка подготовить к детскому саду» я напишу в следующей статье.

Что нужно знать и понимать, ведя ребенка в детский сад?

Как снизить его стресс после «трудового» дня в детском саду?

Об этом и много другом читайте дальше...

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Этой статьёй стоит поделиться с друзьями. Жми!
подпишись и улучши свою жизнь

Комментариев к статье: 4

  • Luchas | 25 Февраля 2015 Ответить

    Где это садики по 40 детей? )

    На деле в группе 26 человек, ходит обычно меньше. И это уже не ясли, конечно. Ну а у кого-то нет возможности выбирать. Не думаю, что с няней дочке было б лучше. А так весь коллектив уже третий год как родной

    • Маргарита | 26 Февраля 2015 Ответить

      Это, Свет, в Шушарах... Сейчас фактическая численность 30... А на следующий год планируется 42... У нас огромный новый микрорайон, много 20-25 этажных домов еще строится... А садиков всего 3... Понятно, что столько детей одновременно не придет, но и половина детей на одного воспитателя — это очень много. В такой ситуации нарушаются вертикальные связи (взрослый-ребенок) и формируются горизонтальные (ребенок-ребенок). Казалось бы что такого? А вот Гордон Ньюфелд бьет тревогу по этому поводу. Потому что уже полстолетия как минимум дети формируют привязанности с ровесниками и родители теряют свой авторитет и власть... И в подростковом возрасте плачут, что дети их ни во что не ставят... А начинается все с садика... По сути я пишу не для того, чтобы кого-то упрекнуть в неправильности выбора, а просто для того, чтобы не было иллюзий... В конечном итоге каждый сам выбирает, что хорошо для его ребенка, главное чтобы выбор был осознанный и было понимание какие могут быть последствия :)

  • мария | 20 Августа 2016 Ответить

    спасибо огромное за душу вложенную в эту статью. Многие вещи не могла назвать словами у себя в голове и вы помогли это сделать. У меня огромная травма привязанности с детства и у меня никак не получается до конца разделить свои страхи сепарации  и з моего детства от похода в садик моего ребенка. Очень стараюсь работаю с психологом, но к сожалению это дли тельный процесс. Ваша статья помогла моей уверенности что я грамотно и правильно отнеслась к этому вопросу

    • Маргарита | 21 Августа 2016 Ответить

      Пожалуйста, Мария :) Я сама не так давно осознала, что мои страхи и мое не желание отдавать сына в садик, во многом связаны с моим детством... Я терпеть не могла садик, всячески старалась туда не ходить, много болела... Мама даже пошла работать туда нянечкой, чтобы быть рядом... И вот мне снова пришлось через все это проходить... Сейчас нашему сыночку исполнится 5 лет, он полгода до лета ходил в большую группу на полный день, но 2-3 раза в неделю. Пришлось перевести в группу ровесников, потому что группа неполного дня была расформирована и набрана заново малышами... А так бы мы продолжали ходить на неполный день. Жаль, что у нас не признают такого формата садика на гос уровне. Только для малышей. Хотя многие дети после 3-х лет уже не спят днем, да и гораздо приятнее проснуться утром, вместе позавтракать и отвести ребенка «поиграть» в садик. А потом забрать и провести с ним вторую половину дня. И у мамы есть время, у ребенок не перенапрягается, а получает удовольствие от занятий и игр. 

Добавить комментарий

  • :|
  • :x
  • :shock:
  • :oops:
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!: