Здравствуйте, уважаемые читатели блога Жизнь Hand Made! В предыдущей статье я рассказала о своем отношении к современной школе и тех негативных моментах, которые я вижу на данный момент. Я призывала вас к тому, чтобы откинуть стереотипы, включить здравый смысл и как следует изучить то, что происходит в системе образования, в которую вы отдаете своих любимых детей. Для того, чтобы сделать осознанный выбор — является ли школа лучшим источником получения образования. И обещала рассмотреть еще, как минимум, 4 проблемы современного образования.
Обещание выполняю и сегодня я более подробно рассмотрю 4 недостатка обучения и воспитания подрастающего поколения в российской школе.
Содержание
Проблема воспитания в школе
Сразу скажу, что проблему воспитания школа полностью переложила на семью.
И несмотря на то, что большую часть времени ребенок-школьник, уже начиная с начальной школы, проводит вне дома, ответственность за воспитание лежит полностью на родителях.
Не нужно кидать в меня тухлыми помидорами и говорить о том, что это нормально отвечать за воспитание ребенка. Что школа здесь не при чем.
И тем не менее, ребенок идет в школу незрелой личностью и всю начальную школу впитывает все, что говорит ему значимый взрослый в лице учителя. Без возможности критически отсеять ненужное.
Поэтому, воспитание младшего школьника должно идти рука об руку учителя и родителей.
А если школа снимает с себя такую обязанность, то и столько времени ребенок не должен там проводить.
А иначе получается хитро.
Все хорошее ребенок принес из школы, а все плохое — из дома.
А мы такие красивые имеем право выносить мозг родителям на собрании!
Не знаю как вам, дорогие родители, а мое самолюбие не хочет оправдываться перед Марь Ивановной почему мой активный мальчишка вертится на уроке и половину пропускает мимо ушей.
Да потому, что скучно и неинтересно сидеть в переполненном классе 45 минут, когда за окном такие дела творятся!
Но это уже тема про психологические особенности развития мальчиков в начальной школе и я об этом обязательно напишу.
Переполненные классы
Можно бесконечно долго говорить о том, что детей много, а учителей мало.
Что школ в районах новостроек катастрофически не хватает.
И так далее и тому подобное.
Мы живем в Санкт-Петербурге, в районе «Шушары». Это активно застраивающийся район, где строительная компания скупила землю и вводит в эксплуатацию 22-х этажные дома.
Население района лавинообразно пребывает. На весь район открыто 2 школы.
Соответственно в школе, куда мы с Денисом ходили на занятия по подготовке к школе и могли бы пойти в первый класс, набирают первые классы численностью 36 и более человек.
Взрослые, как вы считаете, это нормально?
Один учитель должен уделить внимание 36 детям!
Преподнести информацию так, чтобы и усидчивая Маша, уже умеющая читать, и витающий в облаках фантазер Витя, еще не дозревший до усвоения символов, поняли о чем она рассказывает.
Это возможно?
Боюсь вас разочаровать, но фантазер Витя, кстати классно катающийся на роликах и обладающий прекрасным вокалом, рискует быстро оказаться в лузерах и стать предметом насмешек мудрой Марь Ивановны.
Не то, чтобы она злая, просто ее поставили в условия, в которых все ее педагогические умения оказались бесполезными.
И ведь, что происходит на уровне законодательства?
Нет бы, запретить застраивать район, где нет должной инфраструктуры и запретить набирать классы такой численностью.
Нет. У нас просто поменяют СанПины и количество детей будет зависеть не от нагрузки на одного учителя, а от размера помещения в кв метрах.
Пока влезают парты, можно запихивать туда детей!
Система оценивания
Уже даже в дошкольном возрасте дети знают, что пятерка — это хорошо, а двойка — плохо.
А оценки — вещь весьма субъективная!
Зато очень удобная.
В первом классе оценок нет, но есть смайлики, звездочки, цветочки и так далее.
И сколько детских слез пролито над дневником с красной жирной двойкой.
Я помню свою начальную школу.
Я всегда была сообразительной девочкой и быстро схватывала информацию. Но я также была активным живым ребенком.
И очень помню как наша хорошая пожилая учительница поставила мне двойку за поведение. За то, что я залезла на подоконник, посмотреть в окно.
Она испугалась за меня! Но вместо того, чтобы объяснить мне это. Сказать, что это опасно и чтобы я так больше не делала, она влепила мне жирную двойку.
В тот момент мой мир рухнул! Я почувствовала, что я очень плохая! Я -двоечница!
Оценкам придается слишком большое значение!
Так быть не должно. Сколько слез, сколько неврозов у детей развилось из-за стремления хорошо учиться.
Безусловно и родители участвуют в этой гонке.
Я для себя решила, что вне зависимости от того, какие оценки будет получать мой ребенок в разные моменты своей жизни, я буду относиться к этому спокойно.
Мне не нужен отличник, мне нужен здоровый ребенок, которому интересно жить!
Ну, а раз мы в школу не идем, то нашей семье такие решения принимать гораздо проще.
Усиление значимости формы над содержанием
Вы помните сколько клеточек нужно отступать сверху, чтобы написать слово «решение»? А сколько, чтобы слово «ответ», решая задачу?
Какая на фиг разница, скажете вы, взрослые, умные люди!
А почему такое сильное внимание уделяется этим клеточкам тогда, когда ребенок должен учиться считать?
Живой мозг быстро решил задачу и получил ответ. Это главное на уроке математики?
Нет. Нужно правильно оформить решение.
Я слышала мнение психологов, что навык правильного оформления следует развивать в средней школе. В это время у ребенка уже развиваются другие отделы мозга, нежели в младшей школе.
Так почему же науку психологию не учитывают при составлении школьной программы? А также требований, предъявляемых к детям в школе.
Наверное потому, что целью образования не является равномерное, эффективное развитие детей с учетом возрастных особенностей и сохранением их физического здоровья.
Грустно все это, друзья...
Хорошая новость в том, что законодательство пока дает некоторую свободу для тех родителей, которые готовы уйти от стереотипов и взять ответственность за будущее своих детей в свои руки.
Для этого нужно быть смелым, это правда.
Но ведь речь идет о будущем наших детей!
А потому тем, кто смел я предлагаю свою информационную и моральную поддержку.
Я обещаю активно делиться нашим опытом семейного образования и с удовольствием узнаю о вашем.
Пишите в комментариях и в форме обратной связи!
Давайте вместе растить грамотное, думающее и свободное поколение людей!
А недостатки школы я озвучила не все, мне есть чем еще с вами поделиться — читайте продолжение в следующей статье...
С уважением к Вам, Маргарита Мамаева
P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога
Комментариев к статье: 2
Я помню, в школе моя подружка рыдала даже над четвёрками. Я думала, у неё крыша поехала, а оказалось, что с ней дома мама не разговаривает из-за каждой четвёрки по целой неделе
Мне очень жалко таких детей! Родители взращивают в них комплексы, желая им добра. А потом всю жизнь девочки-отличницы доказывают, что достойны любви только тогда, когда делают все на отлично... А не потому, что они достойны быть любимыми просто потому, что родились :((( Что они уникальны по своей природе.