Лого

Зачем детям обязательно нужна сюжетно-ролевая игра

Автор: |
Рубрика: Развитие детей

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made!  Для думающих родителей, которые ищут эффективные способы развития своих детей, я предлагаю почитать про особенности сюжетно ролевой игры.

Вы относитесь к таким родителям? Тогда вы в правильном месте.

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Дошкольный возраст — очень важный этап в развитии личности, когда малыш усваивает фундаментальные знания о мире. Уже в таком раннем возрасте у ребёнка формируется собственное отношение к обществу, труду, дисциплине, закладывается характер.

Как известно, проще всего детей воспитывать через игру. Игра – это добрый помощник для родителей и педагогов в процессе развития духовных и физических сил дошкольника.

Семейный психолог рекомендует подобные игры. В психологии существует целое направление, инструментом которого является игра, как способ корректирования поведения деток.

Игро-терапевты – это специалисты в области психологии, которые организуют сюжетно-ролевые игры для детей разных возрастов с целью развития и помощи в прокачке таких навыков как:

  • коммуникация,
  • умение взаимодействовать в команде,
  • управление эмоциями и т.д.

Так что психологические тренинги могут быть весёлыми, потому что психологи не просто рекомендуют родителям и педагогам организовывать ролевые игры, но и сами активно пользуются этим методом!

Чему может научить постановочная игра?

Есть такое слово «надо»

Человеческое общество во всём мире живёт по определённым правилам. К счастью, прошли те дикие времена, когда считалось нормальным вбивать правила поведения ребёнку в голову. Для современного родителя очевидно, насколько важен доверительный диалог с малышом, поэтому всё чаще навыки поведения в обществе прививаются детям посредством игры.

Дети не рождаются с такими знаниями и умениями. Идеальный способ приобретения этих навыков – через игру, действие которой предполагает подчинение определённым правилам.

Именно через игру можно легко и доступно объяснить ребёнку непонятный мир взрослых.

И ребёнок с радостью примется за изучение сложных понятий. Почему взрослые поступают именно так? Для чего они делают то, чего они делать не хотят? Через ролевое поведение в игре, малыш усваивает моральные нормы, заложенные в эту игру. У ребёнка формируется определённое отношение к труду, людям, вещам, событиям, рамкам дозволенного, к своим и чужим обязанностям, к своим возможностям.

Формирование эмоционального интеллекта

В своих играх дети всегда копируют характерные черты взрослых, как бы срисовывают их эмоции и примеряют на себя.

Взрослым, забывшим каково быть ребёнком, со стороны кажется, что малыш просто повторяет мимику и интонации, и не чувствует по настоящему то, что изображает в своих играх. Но опытные психологи утверждают, что это не так. Дети очень глубоко переживают свои «игрушечные» эмоции.

Маленькие девочки испытывают настоящую материнскую любовь к своим куклам.

И чем сложнее с возрастом становится сюжет игры, тем более осознанными становятся чувства малышей. Игра год за годом формирует чувства ребёнка.

И. М. Сеченов доказал, что переживания в ходе игры оставляют глубокий след в сознании ребёнка.

Более подробно о развитии эмоционального интеллекта у детей вы можете почитать в отдельной статье.

Эрудиция и мышление

С помощью игры закрепляются интересы ребёнка. Постепенно замысел игры устаревает и приедается, поэтому естественным образом сюжет становится всё более сложным, включая в себя новые подмеченные ребёнком события и явления. Как следствие развивается интеллект и воображение малыша.

Творческий процесс

Не всегда игра идёт гладко по заранее задуманному сценарию. Часто сформированный сюжет уступает место импровизации, потому что прямо в процессе игры юные фантазёры напридумывали чего-нибудь ещё.

К тому же для воплощения своей роли в игре малышу требуются не только готовые игрушки, но и разные предметы.

Вспомните себя в детстве!

Наверняка же все строили шалаши под обеденным столом из покрывала и стульев или подушек?

Что мы делали? Мы брали в руки покрывало и делали вид, что это ветки деревьев, т.е. материал, пригодный для строительства шалаша.

То есть, не имея под рукой нужных предметов и материалов, дети берут что-то похожее и в своём воображении наделяют это всеми недостающими признаками.

Так и происходит прекрасная прокачка фантазии, а она будет верным помощником ребёнку в процессе его развития и на протяжении всей жизни, каждый раз, когда необходимо будет принять совершенно нестандартное решение.

Развитая речь – важная составляющая личности

Ребёнок учится называть словами свои мысли и чувства, что помогает ему лучше понимать переживания других людей.

С одной стороны игра активизирует развитие речи. Ребёнок, исполняя определённую роль, находится в таких условиях, при которых он вынужден подбирать слова для выражения эмоций, связанных с ролью, чтобы партнёры по игре правильно поняли его замысел.

С другой стороны, чем богаче речь ребёнка, тем сложнее его игра. Т.е. речь и игра развивают друг друга.

В начальной школе уже целые эпизоды постановочной игры наполнены осмысленной речью.

А речь, конечно, состоит из тех слов, которые постоянно витают в воздухе вокруг ребёнка.

Во времена нашего детства куклы Барби разговаривали словами героев «Санта-Барбары», потому что этот сериал смотрели наши мамы по вечерам. Это, конечно, не «Война и мир», но и не самый худший вариант.

Более подробно о воздействии ролевой игры на развитие малышей можно почитать в моей статье «Развитие речи детей через театрализованную деятельность».

Напоследок приведу несколько примеров сюжетно-ролевых игр.

«Режиссёрские» игры

Это когда ребёнок в процессе игры манипулирует куклами. Сюжеты чаще всего бытовые, подсмотренные из жизни.

В такой игре ребёнок может демонстрировать отношения взрослых между собой, отношения и привычки своих друзей и т.д. В такие игры дети играют самостоятельно, закрепляя полученные знания об окружающем мире, и руководства со стороны взрослых не требуют, только наблюдения.

Послушайте, о чём «говорят» куклы вашего малыша между собой – узнаете много интересного!

Игра под контролем родителей

Родители через игру обучают детишек правилам дорожного движения, безопасности нахождения в общественных местах, пожарной безопасности, безопасной эксплуатации электроприборов и т.д.

особенности сюжетно ролевой игры

Это могут быть сюжетно-ролевые игры, в которых детям даются основные понятия о разных профессиях, о бытовых обязанностях и т.д. Основная цель такой игры – передать опыт родителей ребёнку. Просто говорить – это не так эффективно, как играть.

Игра в любимых геров

Для старших детей главной темой игры может стать любимое художественное произведение.

Ребёнок обычно сам выбирает для себя героя, поведению которого стремится подражать.

Задача родителей всячески поощрять копирование положительных качеств этого героя.

Если ребёнку нравятся пираты, то пусть он будет таким же отважным, ловким и умным!

Организуйте пиратский квест! Да, квест требует предварительной организации, но оно того стоит, поверьте! Ваш малыш будет счастлив, и вы вместе с ним.

Вот такими полезностями обладает сюжетно-ролевая игра.

Она имеет возрастные и тематические особенности.

Игра может реализовываться ребёнком самостоятельно, а может быть подконтрольна родителям и педагогам.

В любом случае, во что бы малыш ни играл, в процессе он развивается. А родителям нужно его в этом поддерживать.

Взрослым играть сложно, но если перебороть лень и позволить себе погрузиться вместе с ребенком в волшебный мир – вы откроете для себя столько новых красок!

Играя с ребенком, гораздо проще его понять, не упускайте такую возможность!

Дети растут и период игры не такой уж долгий.

Успейте им насладиться!

А вы играете со своими детьми?

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

Этой статьёй стоит поделиться с друзьями. Жми!
подпишись и улучши свою жизнь

Комментариев к статье: 2

  • Анна | 24 Июля 2018 Ответить

    В магазин мы обязательно играем! Теперь пора поиграть в парикмахера, а то сынок оброс совсем ))))

    • Маргарита Мамаева | 24 Июля 2018 Ответить

      Кто кого стричь будет? Ему же интереснее самому быть парикмахером :))) Ты готова к такому?

Добавить комментарий

  • :|
  • :x
  • :shock:
  • :oops:
  • :mrgreen:
  • :lol:
  • :idea:
  • :evil:
  • :cry:
  • :cool:
  • :arrow:
  • :???:
  • :?:
  • :!: