Здравствуйте, мои друзья и новые читатели блога Жизнь Hand Made! Сегодня в статье пойдет речь о таком наболевшем для многих родителей вопросе — «как приучить ребенка к самостоятельности»?
Наступило долгожданное лето, погода в Питере иногда удивляет, но в целом соответствует норме. Июнь дождливый и не особенно теплый. И, несмотря на это, наша семья почти переехала на дачу, где наш славный малыш, вошедший в свой второй возрастной кризис развития, о котором я писала в предыдущей статье, активно развивается и расширяет свои возможности и увеличивает круг самостоятельных дел под присмотром и с помощью нас.
Не так давно я начала читать замечательную книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», в которой наткнулась на научно обоснованный совет по приучению ребенка к самостоятельности.
В книге, помимо этого есть очень много полезных советов и практических заданий на тему грамотного общения с детьми. Она стоит того, чтобы ее почитать.
Я, в свою очередь, обрадовалась, узнав из книги, что интуитивно следую одному из очень важных советов по развитию самостоятельности. Теперь поделюсь им и с вами.
Вы хотите, чтобы Ваш ребенок был самостоятельным?
Тогда позвольте ему это.
Как я уже писала в предыдущих статьях, самостоятельность нельзя воспитать – ее можно дать.
А еще в этом можно помочь.
Развитие психики ребенка происходит в раннем возрасте в основном благодаря общению со взрослыми, в большей степени мамой и папой.
Психологи разделяют два уровня развития ребенка.
- Первый – актуальное развитие ребенка. Это то, что ребенок уже может делать сам.
- Так называемая, зона ближайшего развития. Это то, что может делать ребенок вместе со взрослым и в ближайшей перспективе станет делать сам.
В статье про возрастной кризис 3 лет нашего сыночка я писала о том, что для меня период, когда Денис стал говорить «Я сам» и активно требовать расширения своих возможностей с помощью меня, стал одним из самых сложных за все наше время совместной жизни.
Гораздо проще сделать все самой.
Чтобы было понятнее, о чем я пишу, приведу пример.
Содержание
ПРИМЕР РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
- ПРОЦЕСС МЫТЬЯ РУК ДО 2-Х ЛЕТ Взяла под мышку ребенка, отнесла в ванну, посадила на колени, включила воду, намылила ему руки, смыла, вытерла полотенцем. 5 минут и все.
- ПРОЦЕСС МЫТЬЯ РУК В ПЕРИОД «Я САМ» Денис подтаскивает табуретку к двери ванной, чтобы включить свет и открыть дверь. Залезает на подставку-табуретку. Начинает крутить краны – то горячую воду, то холодную, то сильно, то слабо, то вообще выключит. Тянется за мылом, обливается водой, мыло падает… Ну и так минут 10-15.
И такая ситуация во всех бытовых моментах.
Это и правда требует огромного терпения и, конечно же, важно понимать, что это временно и необходимо для развития самостоятельности ребенка.
По прошествии нескольких месяцев процесс мытья рук Дениски сократился до тех же 5 минут, но уже в другом качестве. Денис моет руки, а я занимаюсь своими делами.
Но несколько месяцев нужно было потерпеть!
Или процесс открывания дверей. Казалось бы, что такого в этом сложного?
Подошел, достал ключи и открыл.
Но, не с 2,5 летним ребенком!!!
Он ведь хочет САМ открыть дверь! Вот и держишь его после прогулки, пока он не наковыряется в замочной скважине ключом и не отдаст их обратно.
Причем еще очень важно не дать ему почувствовать свою неудачу.
Малыш, который хочет сделать что-то новое и самостоятельное очень переживает в случае неудачи.
ОСНОВНОЙ ЗАКОН РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
И вот здесь наступает тот самый момент, когда родитель может помочь своему ребенку расширить зону ближайшего развития.
Это то, о чем пишет Ю.Б.Гиппенрейтер и то, что следует знать всем родителям.
Если ребенок что-то хочет сделать сам, но пока не может – предложите сделать ему это ВМЕСТЕ.
Это волшебное слово творит чудеса!
Честно скажу, не помню, с какого возраста, но мой диалог с сыном выглядит следующим образом:
— «Денисочка, тебе помочь?»
И соответственно две моих реакции. Если ответ «да» (это может быть «да», кивок, любая другая форма согласия), то я помогаю, если «нет» — то терпеливо жду. Соответственно либо он сделает сам, либо САМ попросит о помощи.
Понятие зоны ближайшего развития ввел в психологию Лев Семенович Выготский. Он же вывел закономерность.
Чем больше делает ребенок дел вместе с родителями сегодня, тем больше он сможет делать САМ завтра.
Дениска уже знает, что есть дела, которые пока опасно делать одному, но можно делать вместе со мной.
Например, что-то отрезать. Или тереть на терке. Мне не сложно, а ему нравится делать «взрослое» дело. И он сам говорит «Давай вместе».
В самом начале материнства я много читала о разных подходах раннего развития ребенка, и мне очень понравился постулат системы воспитания Монтессори – «помоги мне сделать самому».
По мне это – гениальная мысль!
И видимо она во многом повлияла и на мой подход к воспитанию сына. Я наблюдаю и готова помочь в случае необходимости.
И как показывает наш небольшой опыт, ребенок осваивает новое с огромной скоростью и энтузиазмом.
ПОЧЕМУ РОДИТЕЛЯМ БЫВАЕТ ТРУДНО ДАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
А наши сложности возникают из-за трех причин:
- Отставание принятия новых возможностей ребенка и попытка относиться к нему «как раньше». Неумение быстро перестроиться.
- Собственные страхи и недоверие ребенку.
- Отсутствие должного терпения.
И вот эти причины во многом определяют качество прохождения возрастного кризиса 3 лет.
Как только мы с мужем перестроились и стали давать ребенку больше самостоятельности, плохое поведение, сопротивление, негативизм и истерики существенно сократились.
Не могу сказать, что сошли на нет, но жить стало гораздо легче и приятнее.
Сейчас мы большую часть времени будем проводить на свежем воздухе и свободе от городских коробок, а это лучшее средство для развития самостоятельности.
Дениска с гордостью стремится во всем помогать и говорит нам, что «Он РАБОТАЕТ!» А мы с удовольствием поддерживаем его самостоятельность и вопрос «как развить самостоятельность» отпадает сам собой.
Данная статья получилась скорее сборником моих мыслей на тему самостоятельности и желанием поделиться нашими шагами, чем какими конкретными шагами и рекомендациями.
Я буду очень рада, если Вы поделитесь своими наработками приучения к самостоятельности, может быть, пожалуетесь, может быть, похвастаетесь, а может, расскажете о примерах поведения взрослых, которые, наоборот, мешают ребенку развивать самостоятельность…
С уважением к Вам, Маргарита Мамаева
P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога
Комментариев к статье: 8
Рит,замечательная статья,правильные мысли,адекватное поведение ребенка и родителей.Когда мой сын был в стадии САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ,я интуитивно развивала в нем ее.Но вот через 11 лет самостоятельный малыш вырос в самостоятельного подростка.И теперь он делает только то,что ему нравится и надо ЕМУ.К чему я все это?Да к тому,что наследственность нельзя сбрасывать со счетов, если у ребенка характер сангвиника,то холерик из него не получится никак......
Спасибо, Тань, за лестный отзыв :) Пройдет время и самостоятельный подросток вырастет в самостоятельного взрослого и уж точно не спросит, что ему делать... Хотя иногда взрослые чаще обращаются за советом к родителям, чем подростки. Для них это — унизительно. Они же таким образом самоутверждаются и от своей неуверенности еще больше стремятся к независимости. Не очень поняла причем тут темперамент? Я, по-моему, не писала, что ребенка нужно переделывать. Сангвиник так сангвиник, холерик — ну и ладно, а может флегматик или меланхолик... Я писала о готовности помочь, если нужно и о расширении границ с помощью взрослых. К моменту подросткового периода в принципе уже все сделано, остается только ждать пока «перебесится» и постараться не дать наломать «непоправимых» дров и сохранить отношения. А еще у меня для тебя хорошая новость — ты ЗАРАБОТАЛА 50 рублей, потому что первая оставила комментарий. В общем поздравляю и напиши куда скинуть... Телефон или карта?
Здравствуйте!
У меня чуть-чуть другой подход. Если я считаю (без фанатизма — можно всё запретить, чтобы нам было легче и проще), что ещё рано что-то делать ребёнку самому, то говорю — посмотри пока как мама или папа делает. После нескольких «сеансов» если желание (а не каприз) осталось помочь или сделать самому, то предлагаю сделать вместе. А там и до самостоятельности рукой подать.
Дело не только в терпении, но и во времени отведённым на какие-то дела. Например, бежим с прогулки, и ребёнок хочет в туалет, поэтому копаться в замке несколько минут смысла нет, объяснять, что сейчас не время, тоже смысла нет. Надо дождаться того времени, когда ключ будет более твёрдо лежать в руках.
Наталья, согласна. Безусловно ситуация ситуации рознь. Иногда и я отвлекаю или просто делаю сама, несмотря на протест. Но большую часть времени все-таки стараюсь поощрять желание что-то сделать. Сегодня, например, Денис «помог» мне зашить дырку на носке... Теперь буду разрезать все то, что он зашил :) И при этом я с большим напряжением следила за иголкой в его руке... Но на удивление он был очень осторожен, пару раз слегка ткнул иголкой в ладошку, поморщился и на следующем стежке уже не допускал такого. а можно было просто сказать — «это опасно» и забрать иголку. Все по ситуации, внутреннему состоянию и конечно же наличию или отсутствию времени.
Очень понравились комментарии опытных мам! Я пока подумаю,а потом опишу свой опыт!
Буду ждать :)
Как приятно, когда у кого-то возникают схожие твоим мысли, да еще, оказывается, это подтверждается литературой. У нас тоже вариант, когда я предлагаю помощь и жду ответа. Зачастую дочка вначале отказывается, а потом говорит: «Мама, памадать» (помогать, значит). Бывает говорит «Я не могу». Тогда я говорю:"Ты все можешь. Давай попробуем вместе". Кстати, я не очень согласна с тем, что объяснять про отсутствие времени бессмысленно. Как и помощью, доча может вначале сердиться, но потом понимает. Особенно, если я ей объясню, когда можно будет сделать так как она хотела. Маргарита, спасибо за интересный блог.
Пожалуйста, Юлия! Буду стараться и дальше! У меня сын тоже периодически говорит «Я не могу» и я отвечаю, также как и вы — «Ты можешь, давай вместе попробуем». И сколько радости у ребенка, когда мы вместе сделаем то, что не получалось самостоятельно! По поводу отсутствия времени — чем старше ребенок, тем больше он готов ждать, но самое главное сделать то, что обещано. Для меня это золотое правило!!!