Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made! Как вы думаете почему ребенок не слушается? Дурной характер или есть веские причины плохого поведения ребенка?
Есть хорошая поговорка: “Если звезды загораются – значит это кому-нибудь нужно”.
Так и с детьми.
Ничего не происходит просто так, на все должна быть причина.
Если ребенок перестал слушаться, капризничает, упрямится и всячески Вам досаждает, у него на это есть причина нарушения поведения, которую я и предлагаю найти.
А для этого приведу несколько советов известных психологов. Мне пришлось по душе Адлерианское направление или учение Альфреда Адлера и его последователей.
Весьма развернуто о причинах нарушения поведения у детей и способах коррекции поведения написано в чудесной книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания».
Согласно теории Альфреда Адлера и его последователей в дошкольном и младшем школьном возрасте причины нарушения поведения детей можно разделить на 4 группы и у каждой будут свои особенности.
Содержание
ПРИЧИНА № 1 — ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Наиболее распространенная и наиболее раздражающая родителей. Ребенок ноет, дергает вас за одежду, мешает разговаривать с другими людьми. Постоянно твердит “мама, мама…” Подобное поведение обусловлено тем, что:
- ребенку не хватает внимания;
- детей приучают к негативному вниманию.
Каким образом можно определить, что именно “привлечение внимания” является причиной плохого поведения у ребенка? Самый простой способ – это спросить у родителей, что они чувствуют в тот момент, когда ребенок себя ведет подобным образом?
Раздражение – ответят родители! Это жутко раздражает!
Если есть возможность поговорить с самим ребенком, то ему можно задать, например, такой вопрос – “Может ли так быть, чтобы тебе хотелось, чтобы мама обратила на тебя внимание?” Только в случае, когда ребенок говорит четкое “нет” – это нет. Если тянет и не уверен, то скорее всего вы попали в точку.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИЧИНЫ № 1
Их предлагается три. Но они сработают только в том случае, если родители будут применять их все вместе и на постоянной основе. Если от случая к случаю, то эффекта не будет.
- Никогда не уделять ребенку внимания в тот момент, когда он требует его неадекватным образом. Так вы только подкрепляете его старания. Если нет другого внимания, то пусть будет хотя бы негативное. Мама заругалась – значит обратила внимание. Правда со знаком “-“.
- Приучать ребенка к позитивному вниманию.
- Взрослым проявлять инициативу в том, чтобы уделять внимание ребенку.
В книге Кэтрин Кволс приведены те же самые рекомендации по устранению данной причины нарушения поведения, но более развернуто и с примерами. Автор называет данный подход “переориентацией”.
В тот момент, когда Вы чувствуете, что начинаете раздражаться на своего ребенка, Автор рекомендует не заглядывая в глаза ребенку и не разговаривая с ним, сделать что-то такое, что напомнит ребенку о том, что его любят. Например, нежно погладить по спине. Или есть вариант мягко перевести ребенка в другое помещение. Лучше если это не будет его спальней, иначе она будет ассоциироваться с местом для наказания.
Спокойно взять за руку, отвести и сказать всего один раз – “можешь вернуться, когда успокоишься”. Таким образом Вы даете ребенку возможность учиться контролировать свое внутреннее состояние. Если для нормализации поведения потребуется один раз – великолепно. Если нет – повторяйте эту процедуру до тех пор, пока не подействует.
Но уже молча. Автор приводит в пример своего сына, первый раз с которым пришлось повторить эту процедуру целых 14 раз! Но в дальнейшем на это требовалось все меньше и меньше времени.
Также весьма полезным научить своего ребенка отслеживать и понимать свое внутреннее состояние и в том случае, когда ему необходимо Ваше внимание, просто сказать “Мама, мне не хватает твоего внимания”, а не капризничать и всячески доставать маму.
Все эти действия будут гораздо проще, если Вы по мере сил и возможностей будете уделять своим детям качественное время вместе. Время, проведенное с родителями – лучшее, что могут подарить взрослые своим детям.
Совместные поездки, прогулки всей семьей, пикники и игры – вот, что лучше всего скорректирует поведение ребенка, которому не хватает внимания. А лучше если это будет сделано до того, как возникнет необходимость исправлять поведение. Пусть у Вашего ребенка не будет такой причины нарушения поведения как привлекать Ваше внимание!
ПРИЧИНА № 2 — БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ
Существует две формы борьбы за власть:
- Активная. Например, Вы просите ребенка сделать что-то, а он прямо говорит “не буду”, “не хочу” и т.д.
- Пассивная. В той же самой ситуации, только ребенок сидит, молчит, возможно даже кивает, но ничего не делает.
Индикатор, определяющий, что именно эта причина вызывает нарушение поведения ребенка – Ваша реакция.
Злость – ключевое слово здесь. Вы жутко злитесь, потому что идет прямое неподчинение Вам. Ребенок пробует свои силы, проверяет свою значимость, ищет свое место под солнцем. И соответственно проверяет это на Вас.
При общении с ребенком можно задать следующий вопрос, чтобы определить борьба за власть это или нет: “Может ли быть так, что ты хочешь показать маме, что она не сможет заставить тебя сделать так, как хочет она?” Если ребенок говорит четкое нет, значит ищем дальше, если колеблется, то наверняка попали в точку.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИЧИНЫ № 2
- Категорически нельзя вступать в борьбу за власть взрослому тогда, когда ребенок ее требует.
- Важно говорить ребенку о правилах взаимодействия в семье (более подробно о том, что это такое написано в статье А вы знаете что такое семья?). Формулировка может быть такой – “Ты знаешь, солнышко, в нашей семье так не принято или наоборот принято поступать так…”
- Предоставить ребенку право выбора своего поведения и обрисовать логические последствия (о том что это такое читайте дальше) его выбора. Пример подобной коммуникации следующий – “Ты знаешь, малыш, ты можешь делать так, как принято у нас в семье. Если ты сделаешь так, как принято у нас, то тебя ожидает следующее… Если ты выбираешь поступить по-другому, то… Что ты выбираешь?”
- Применять озвученные последствия выбора поведения.
Подобное общение должно протекать в дружелюбной форме, но применяемые последствия должны быть четкими.
Например, вы хотите, чтобы ребенок помыл посуду. Вы его просите об этом. Он отказывается. Вы говорите, что в вашей семье после еды принято мыть посуду. Вы это делаете (ну если конечно делаете), а сегодня вы просите ребенка помочь Вам. Если он Вам поможет, то вы в это время сможете, например, сделать другое дело, а потом вместе пойти погулять.
Если он этого не сделает – это будете вынуждены делать Вы, а на прогулку времени уже не будет, и все останутся дома. У него есть выбор. Он знает последствия и решает сам, что ему важнее. А Вы должны быть готовы принять оба варианта.
Безусловно, Вы лучше знаете своего ребенка, потому и варианты Вашего предложения будут индивидуальными для Вашего ребенка.
Логические последствия – это ноу-хау адлерианской теории.
ОТЛИЧИЕ НАКАЗАНИЯ ОТ ЛОГИЧЕСКОГО ПОСЛЕДСТВИЯ
- Когда взрослые применяют наказание, они учат ребенка действовать с позиции силы – кто сильнее, тот и прав. Логическое последствие учит ребенка делать осознанный выбор и нести ответственность за него.
- Наказание увеличивает страдание ребенка. И ребенок учится делать людям больно. Иногда смотришь на то, как взрослые разговаривают со своими детьми и думаешь – за что вы ненавидите своих детей? Логическое последствие просто является продолжением добровольного выбора ребенка.
- Наказание логически не связано с поступком. Логическое последствие – прямое продолжение поступка.
- Наказание удлиняет время – “месяц не будешь смотреть телевизор”. Логическое последствие – короткое (“сегодня”).
- При наказании взрослый эмоционально вовлекается в проблему ребенка. При логическом последствии – взрослый спокоен.
На самом деле главная задача родителей — это сделать так, чтобы ребенок знал о нашей безусловной любви.
Вне зависимости от того какие он поступки и проступки совершает. Никакое орудие воспитательного процесса не должно влиять на ваши отношения. Отношения ребенка и родителей — это самое ценное!!! Ни оценки в школе, ни испорченные предметы, ни какие-то другие неприятности не должны уменьшать вашу любовь к ребенку. Вы его любите просто за то, что он такой. И все. И точка.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРОЯВИТЬ ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА
В случае если Вы чувствуете, что Ваш ребенок всячески пытается отстоять свое мнение, свою позицию и свое Я — помогите ему проявить лидерские качества.
Нужно предложить ребенку проявить себя в одной из следующих областей:
- Управление финансами;
- Управление людьми;
- Управление информацией.
Это три наиболее серьезные и ответственные сферы, в которых ребенок ощущает свою значимость. Прогулка с собакой — тоже весьма полезное занятие, но оно не приобщает ребенка к миру взрослых.
На занятиях в АППО нам приводили следующие примеры заданий для детей из указанных выше сфер:
- хранить деньги на походы в кино и выдавать их по мере необходимости;
- в школе учитель, выходя из класса, просит ученика последить за классом в его отсутствие;
- родитель просит ребенка записать сообщение, которое должен будет передать позвонивший по телефону знакомый.
Я уверена, что зная своего ребенка как никто другой, Вы сможете придумать такое задание для него, в котором он будет чувствовать себя значимым, и у него отпадет необходимость бороться с Вами за власть. А лучше если в этом вообще не будет необходимости!
ПРИЧИНА № 3 — МЕСТЬ
Это сложная и весьма неприятная причина нарушения поведения у ребенка.
Она говорит о том, что у ребенка и родителей потеряны доверительные отношения. И на их восстановление потребуется много сил и времени.
Как ведет себя мстящий ребенок?
- Портит имущество, находясь в более-менее сознательном возрасте;
- Делает больно Вам физически и психологически, причем даже после того как Вы говорите о том, что Вам больно;
- Обзывается, унижает, ворует.
Диагностировать эту причину нарушения поведения можно как и другие, задавая вопросы взрослому и ребенку.
Взрослому о том, что он чувствует. Маркером является чувство обиды и боль.
Ребенку можно задать такой вопрос: «Может ли быть так, что ты хотел показать маме как больно бывает, когда...» И опять нужно смотреть на реакцию ребенка. Только четкое нет — это нет.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИЧИНЫ № 3
- Будьте готовы потратить много сил и времени. Потерять доверие весьма легко, а вот восстановить...;
- Необходимо обратиться к специалисту (посреднику), который будет слышать и вас, и ребенка. Прямого диалога в данной ситуации у вас не получится;
- Необходимо выяснить причину обиды;
- Взрослому следует искренне попросить прощения;
- Специалист должен определить зону конфликта, ожидания сторон в этой зоне;
- Провести переговоры, установить правила взаимодействия, приемлемые для обеих сторон.
Если вы узнали в причине нарушения поведения ребенка месть — не думайте, что время будет лучшим лекарем. Да, возможно, пройдет острый период, вы загладите свой проступок подарком, ребенок оттает и все вроде бы станет на свои места. До следующей ситуации, в которой как снежный ком может всплыть такое...
Проблему нужно решать, даже если вы думаете, что ребенок — мал и непонятлив, а вам очень сложно попросить прощение и признать, что Вы были не правы. Это сделает Вас слабее в глазах ребенка? Нет. Это научит его признавать свою неправоту и просить прощения. Как много взрослых не могут признать своей вины и до хрипоты отстаивают свою правоту, даже когда очевидно, что это не так! А все почему? Скорее всего их родители вели себя также...
ПРИЧИНА № 4 — ИЗБЕГАНИЕ НЕУДАЧИ ИЛИ ДЕМОНСТРАЦИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Это также весьма сложный для коррекции случай причины нарушения поведения у ребенка, так как в основе лежит заниженная самооценка ребенка и это дело не одного дня.
Как ведет себя ребенок в такой ситуации?
Плохо учится, настроение подавленное, в школе инициативу не проявляет, дела не доделывает.
На лицо все симптомы депрессивного состояния.
Маркером выявления данной причины нарушения поведения являются как всегда ощущения взрослых на такое поведение ребенка. Ключевые слова здесь — чувство беспомощности, отчаяния, иногда говорят, что «опускаются руки».
Взрослые не знают, что им делать с ребенком.
А ребенку, в свою очередь, можно задать такой вопрос: «Может ли быть так, что ты не веришь в то, что у тебя получится?»
И отслеживаем реакцию ребенка.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИЧИНЫ № 4
К основным рекомендациям для устранения данной причины нарушения поведения и помощи ребенку будут действия, направленные на укрепление самооценки и уверенности ребенка в своих силах. А именно:
- Напрочь! исключить всякую критику ребенка;
- Включить поддержку — словами одобрения, комплиментами, жестами, всем чем придумаете. Здесь много не будет.
- Давать ребенку задания маленькими, дробными порциями. И радоваться каждому достигнутому результату. Не смотря на возраст подход будет как «к маленькому». 1. Показывать как делать; 2. Делать вместе; 3. Предложить делать самому, но маленькими кусочками.
- Обязательно приучать ребенка к независимости от оценки взрослых. Следует задавать подобные вопросы — «Ты собой гордишься?» «Ты доволен своим достижением?» и т.д.
А взрослым сделать один важный вывод на всю жизнь — самостоятельность невозможно воспитать, ее можно только дать.
Каким бы взрослым не был ребенок, он очень зависим от Ваших оценок, поэтому своими насмешками, шуточками, подколами можно «убить» еще не окрепшую душу и, наоборот, вселить чувство уверенности, значимости и независимости. Выбирать Вам. Кого в будущем Вы хотите видеть рядом с собой. Личность или запуганного кролика. А возможно обозленного запуганного кролика, что еще страшнее.
Не бойтесь перехвалить Ваших детей. От этого они хуже не станут.
На этой позитивной ноте я заканчиваю статью и еще раз порекомендую прочитать книгу «Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказания», чтобы получить свое представление о том, почему дети не слушаются и узнать какие же существуют основные причины нарушения поведения детей.
Я желаю Вам детей, у которых не будет причин нарушать поведение и вы не будете ломать голову над тем — почему же ребенок не слушается?
P.S. Если Вам понравилась статья, есть возможность подписаться на рассылку и получать все самое интересное и полезное на почту!
С уважением к Вам, Маргарита Мамаева
Комментариев к статье: 11
Сегодня стала свидетелем, даже участником вопиющего случая.
«ВОПИЮ́ЩИЙ — Вызывающий крайнее возмущение, совершенно недопустимый».
Бабушка, внучка, собачка. Со стороны очень благоприятная картина. Бабушка интеллигентная, внучка хорошо одета, собачка модная.
Девочка заигралась и выскочила на дорогу, дело было во дворе, мимо проезжала машина, очень медленно.
Бабушка, которая до этого шла впереди и не глядела на внучку, вдруг, схватила девочку и начала сильно бить по попе, та упала, но «интеллигентную бабушку» было не остановить, она продолжала бить девочку, но уже капюшоном, который был у неё в руке, девочка не могла встать, бабушка её схватила, и начала ею полоскать асфальт…вверх…вниз…как бельё полощут…Я была в шоке…Я не смогла на это смотреть и подошла с коляской…Начала говорить, что так нельзя, что Вы сами не доглядели, а теперь получает маленький ребёнок, да ещё как!!! Вам доверили ребёнка, как же Вы поступаете??????!!!!
В ответ я, конечно, получила скользкое… «Идите и воспитывайте своего, как Вам вздумается»….
Я не могу равнодушно смотреть на такие сцены и всегда переживаю, как о своём…Не смогла сдержать слёз….
Очень много мыслей у меня было потом…
Люди заботятся о том, что на ребёнке одето, чтобы выглядеть самим лучше и успешней, а то, что происходит за стенами никому не известно!!! Насилие в семье это не только сексуальное насилие!!! Дети всё помнят, чувствуют, понимают…
Что будет думать эта девочка? Может, что любовь надо заслуживать? Что так можно поступать с людьми? Что кто сильнее тот и прав? …Я не знаю, порой ужасаюсь людям!!!
Да уж, фасад порой обманчив... Казаться и быть — разные вещи. А ведь бабушка наверняка хочет для внучки добра. Только она ее учит тому, что прав тот кто сильнее, и возможно бабушка еще успеет прочувствовать этот навык от внучки, кто знает... В любом случае каждый поступает так как считает правильным, а уж так ли это на самом деле становится ясно позднее или не становится. Молодец, что не осталась в стороне :-)
Мне самой не нравится, когда посторонние люди подходят с советами или комментариями, только это был не тот случай!!! Очень хотелось остановить этот беспредел. Конечно, мои слова и участие для неё стали только раздражителем. Бог с ней, и дай бог, чтобы это был единичный случай в их совместной жизни!!!
А мой муж, прочитав эту историю, высказал предположение, что это реакция была бабушкиным испугом, причем скорее даже не за здоровье девочки, а за себя. За свою ответственность перед родителями... Ну а с контролем своих эмоций у нее видимо плохо...
Рита, браво твоему мужу!!! я тоже так считаю! А я не рассказала своему милому об этой истории:) он часто мне говорит,что я лезу не в свои дела:)...правда он прочитал о ней «Вконтакте» и очень удивился,почему я с ним не поделилась:) вот и пойми мужчин:),но это уже другая тема:))))
Существует множестов книг по воспитанию детей. И советы хорошие, примеры того, как необходимо родителям вести с детьми себя, что говорить и как. Но, как делают оговорку в своих книгах Фазер и Мазлиш, все советы необязательно могут быть применимы к вашему ребенку. Все индивидуально. И возраст, конечно же, имеет значение. В три года мы видим в ребенке то воспитание, которое дали (даже если и желали другого), но советы в большинстве своем к нему эти не применимы согласно возраста (тут даже речь не о кризисе возрастном)... Да и важно, чтобы взрослые придерживались одной линии в воспитании: в первую очередь папа, плюс бабушки с дедушками, от которых добиться придерживаться каких-то правил очень тяжело, а порой невозможно. Возможно, это тот случай с бабушкой из предыдущего комментария.
Узнала из статьи кое-что новое для себя. Спасибо, Маргарита.
Светлана, спасибо большое за комментарий! Я полностью согласна, что рекомендации всего лишь рекомендации. Каждый ребенок индивидуален и ключик к нему может подобрать только любящий, думающий и не зашоренный шаблонами и догмами родитель... Согласие в семье — мощный инструмент, нужный как детям, так и самим взрослым. Пусть мнение неправильное, зато единое :-) А с другой стороны ребенок должен видеть разные варианты взаимодействия, чтобы потом выбрать свое... Бабушки, дедушки — другое поколение с другими взглядами и историей, главное, чтобы у папы с мамой была одна линия поведения... Об этом я писала в другой статье — «А вы знаете, что такое семья?» Книги Фазер и Мазлиш не читала, есть куда развиваться :-) Мне очень приятно, Светлана, что моя статья оказалась полезной!
— Не садись на качели, они мокрые... -не стой, не сиди, не ходи... -Ну что ты за ребёнок такой?- Ты же весь мокрый, пошли домой... -Ты что тупой? Не слышишь меня?
Вот такой монолог я наблюдала на детской площадке. Монолог, потому — что сын на всё это только опускал голову и плёлся за этой, с позволения сказать, матерью...
Мамы...уставшие...недовольные жизнью, мужем, работой, погодой...не срывайте всё это на детях!
Откуда берутся все эти невоспитанные, не желающие семьи и детей мужчины? да вот у таких мам они и берутся...Ребёнок изначально рождается чистым и непорочным, а потом...
Обидно до боли в душе! И влезть нельзя и смотреть невозможно!
Да, Ань, очень грустная история... Мне в таких случаях так и хочется спросить: «За что вы так ненавидите своего ребенка?» Ведь не поймет же даже и так... Легко сорваться на бессловестном, маленьком человеке... Как бы я не уставала и как бы меня не раздражало поведение Дениски, у меня во рту стоит фильтр на то, что я говорю... Вот интонацию в момент раздражения и злости изменить сложнее... Я честно говорю, что злюсь, устала, раздражена и т.д. Что его поведение меня бесит... Но я НИКОГДА не скажу, что наш сын — тупой... Даже из самолюбия, он же часть нас ;) значит и мы такие же!
Так важно! Завоевать, заслужить,а потом сохранить доверие своего ребёнка!!! Ведь можно честно сказать своему ребёнку,а главное спокойно, что мама устала,что мы сейчас идём домой,а позже обязательно выйдем гулять,а если не получится,то обязательно весело проведём время дома!!! Идеальный вариант! Я думаю,если сказать это ласково,то малыш обязательно поймёт и нехотя,но не унижено поплетётся за мамочкой!!!
Вариант идеальный, не всегда реально воплощаемый... Увы. Мы — ведь тоже не идеальные. И голова болит, и гормоны шалят, да и мало ли что происходит в жизни... Я ни в коем случае не оправдываю мамашку из твоего примера, но вспоминая несколько наших прогулок, которые заканчивались Денискиной истерикой и моим почти аффективным состоянием — «ласково» уже не получалось :) У нас сейчас работает вариант гулять до тех пор, пока не проголодается, это не так долго, потому что мы гуляем не сразу после еды... Сам бежит домой «ням-ням»... И второй вариант — пойти открыть ключом дверь. Это интересно, это по-взрослому и Денис соглашается оторваться от кучи снега и пойти открывать мне дверь. В наш период с 2 до 3 очень хорошо работает все, что связано с самостоятельностью. Сам открыл, сам закрыл, сам нажал на кнопку, сам включил воду... И т.д. А по поводу доверия, я с тобой полностью согласна — очень хрупкая вещь и надо оберегать всеми силами.