Содержание
Впервые в России
«Счастливейшая из женщин»
В конце 1950-х Сальвадор Дали иллюстрирует известную каждому испанцу историю о мельнике, который наказал чиновника, пытавшегося соблазнить его жену. В графическом цикле Дали «Треуголка» одноименный аксессуар становится символом сладострастия. И если на девушке, допустим, ее нет, это не значит, что на иллюстрации не присутствует ее узнаваемая форма: например, в перевернутом виде, как украшение на прическе или веер в руке у дамы. На иллюстрации «Счастливейшая из женщин» видим богато одетую знатную даму, пышное платье которой словно сшито из огромной бабочки — символа метаморфоз и дуальности. Это прямой намек на демоническую сущность изображенной ангельской натуры.
«Кающийся персик»
Еще одна графическая работа Дали, которого чаще ассоциируют с живописью, — флористическая гравюра, на которой мастерски прорисован «главный герой», а на фоне угадываются легко узнаваемые костыли — символ скептицизма и рационализма как опоры, поддерживающей человека (или антропоморфного персика, преклонившего колено, которого также видим на изображении) в минуты помутнения разума (от любви или от веры). Если будет время, советуем присмотреться ко всем работам на выставке через призму костылей (не сочтите за шутку): мотив встречается во множестве работ в самых фантазийных сочетаниях, а не только в серии «Flordali» (куда как раз относится наш «Кающийся персик»).
«Вишневый Пьеро»
В своей графике Дали очеловечивает не только персик. Вишня, например, превращается в Пьеро. Такое же утонченное и печальное создание, как граф Вишенка в советском мультфильме про Чипполино. Нежные лепестки растений, причудливые окрасы и формы цветков позволяли Дали не стесняться в фантазиях и сочетать несочетаемое (а в этом он видел суть сюрреализма как направления). «Я вижу человеческую форму в деревьях и животных и мой творческий ум показывает происходящие метаморфозы», – писал сам Дали. Своим видением он делился на бумаге, и теперь мы можем оценить и его воображение, и его мастерство в передаче красоты и изящества формы.
«Гранат и ангел»
Эта работа покоряет тем, что мы смотрим одновременно и на сюрреалистическую фантазию, и на ботаническую иллюстрацию, и на эскиз изысканного ювелирного украшения. Мы знаем, что по эскизам Дали в начале 1950-х американец Карлос Алемани действительно создавал уникальные аксессуары. Непосредственного этого граната с гравюры среди них нет, но гранатовые зерна как образ часто встречаются в далинианской ювелирке. «Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно ни для чего не пригодна <...> Эту вещь нужно просто носить, и это — ювелирное украшение», — писал сюрреалист о своих идеях. И одну из таких вещей видим как раз на иллюстрации, где грифельный, грубо набросанный ангел остро контрастирует с детально прорисованным «ювелирным» гранатом.
Скульптура
«Почтение моде»
Хоть этот экспонат и рассматриваем в блоке скульптур, он тоже в России впервые. Говорят, Дали в детстве любил наряжаться, да и с возрастом не утратил восхищенного отношения в стилю, моде и женщинам-предводительницам этого высокого искусства: Коко Шанель, Эльзе Скиапарелли и его бессменной жене и музе Гала. Скульптурная группа состоит из двух фигур: перед утонченной, чувственной богиней моды (так Дали представил Венеру в позе супермодели) преклонил колено щеголь и франт, отдающий даме не столько букет роз, сколько дань уважения ей как музе, как источнику красоты на земле. Обе фигуры опираются на посох, который является излюбленным символом Дали.
«Леди Годива»
И еще одна новинка — скульптурный образ известной английской придворной дамы. Согласно легенде, она проехала верхом обнажённой по улицам Ковентри в знак протеста против законов о налогообложении, введенных ее мужем, графом Мерсии. Этот сюжет как раз и изобразил Дали, украсив образ леди его любимыми бабочками. Далинианская Годива не из робкого десятка, она красива, бесстыдно нага, будто светится изнутри и готова вести за собой, на что указывает горн победы, устремленный в небеса — символ будущих свершений.
«Даллинианская танцовщица»
Эту скульптуру любители Дали уже могли видеть в столице. Один из самых знаменитых женских образов сюрреалиста — яркая танцовщица. Известно, что в 40-е годы XX века Дали работал над одноименным балетом, и фигура имеет отношение к постановке. Образ Даллинианской танцовщицы возник именно в процессе размышления над героями и костюмами. Платье, обвивающее её фигуру, напоминает раскрытый цветок, а сам танец — это вся страсть испанского сердца, вся суть противоречивой, страстной человеческой натуры, из-за которой и случаются всевозможные любовные треугольники.
Знакомые все лица
«Женщина в огне»
Еще одна скульптура, которую вы могли видеть. Причем как в виде скульптуры, так и в виде картины. Один из самых запоминающихся и ярких образов Дали: женская фигура с ящиками-секретами. В этом образе она полыхает в огне, что связано и с отношением художника к женскому началу (он сравнивал его с огнем из-за страсти и переменчивости), и с языческими традициями Испании (праздником Фальяс, во время которого жители Валенсии сначала создают картонные фигуры, а потом их торжественно сжигают). В пламенной натуре женщины Дали видит и ее главную силу, ее опору. Вот почему в этой композиции мы снова видим знаменитые подпорки. Множество известных символов гения переплетаются в одной работе, но самое главное ее очарование — в ее внутренней динамике и драматизме. Девушка протягивает руку так, что одновременно и отталкивает какого-то или что-то, и приглашает его на огненный танец.
«Автопортрет в анютиных глазках»
Говоря о знакомых лицах, невозможно не упомянуть о графическом автопортрете художника в образе едва ли не самых распространенных садовых цветов — анютиных глазок. Из корня-ноги вырастают шаловливые листья-руки, два прозорливых глаза-бутона смотрят на зрителя, но главный и самый забавный штрих, конечно, это центральный цветок с его лихо вздернутыми вверх тонкими усиками (космическими антеннами, как говорил сам Дали). В этом портрете нет той утонченности, с какой мастер вырисовывал вишневого Пьеро или молящегося персика. Он явно куролесит и нарочито делает акцент на усах, которые сам называл «бодрыми и жизнерадостными».
«Влюбленный поэт»
И еще один портрет — французского поэта эпохи Возрождения Пьера де Ронсара. Иллюстрации Дали к его стихам как раз относятся к той графике, которая хорошо знакома публике: это 18 гравюр из цикла «Амур и Кассандра» — о любви, легко встающей в ряд с чувствами Данте и Беатриче, Лауры и Петрарки. На большинстве работ мы видим именно Кассандру как величайший образ Прекрасной Дамы или древнегреческой богини. Но на иллюстрации «Влюбленный поэт» гений сюрреализма решил изобразить даже не Амура, а самого Ронсара в лавровом венке — символе бессмертного победного таланта. На лице поэта — блаженство, которое отражено в строках Ронсара: «Одной богине верен я…».
Графика
«Мужчина, целующий женскую туфлю». Серия «Венера в мехах»
Иллюстрации к повести Леопольда фон Захер Мазоха «Венера в мехах» наполнены, как и само литературное произведение, нежностью и болью, унижением и обожанием. Главный герой Северин испытывает всю гамму чувств разом: любовь, благоговение, похоть, поклонение. И это многоголосие эмоций гений передает одной лишь позой и, конечно, самим выбором сюжета. От женского образа тут остается только намек на острый нос туфли, но и ее угловатость как будто напоминает нам о жестком характере хозяйки. В этой работе Дали особенно раскрывается зрителю как мастер детали и штриха.
«У обелиска на площади Согласия»
Не только людей в сюрреалистических образах изображал на бумаге Дали. Главную площадь Парижа он все же не смог обойти вниманием. Судя по перспективе, художник зарисовал знакомый вид: он часто имел счастье любоваться ею из отеля Крильон, где любил останавливаться. И несмотря на узнаваемые черты, Дали не мог не придать архитектурному объекту толику нереалистичности. И обнаженная натура на первом плане, и танцующие облака, и куда-то спешащие скелеты под зонтами, и спорящие с дождем лазурные фонтаны, — все это делает эскиз таким воздушным и таким похожим на Дали, хоть с первого взгляда так и не кажется.
«Музыкальная лилия»
В новинках мы уже рассматривали графику с прорастающими из фруктов и цветов антропоморфными фигурами. На сей раз фантазия подсказала великому Дали нечто иное: из сплетения ветвей и лепестков вырастает сама музыка. Распускаются бутоны-граммофоны с блестящими пластинками и нотами-тычинками. И рисунок так яростно звучит, так приманивает своей мелодией, что даже не сразу замечаешь еще одного героя: человека за роялем, который, быть может, и создает эту чудесную цветочную музыку. Эта гравюра входит все в тот же цикл «Flordali», который мы уже упоминали. Смешение ботанической иллюстрации и сюрреалистических образов. На выставке можно будет увидеть еще с десяток работ этой серии, а также серию «Треуголка», не упомянутые в подборке скульптуры, иллюстрации к стихам Пьера Ронсара и Гийома Аполлинера и другие интересные работы.
Возрастной ценз: 6+
Даты проведения выставки: 5 марта—31 августа 2025 года
-
Весенний культпоход: лучшие проекты для арт-отрыва в марте
Источник: http://hellomagrussia.ru/sobytia/kuda-poiti/60129-portrety-zhenshchiny-cvety-samye-zapominayushchiesya-obrazy-novoj-vystavki-salyvadora-dali.html
Добавить комментарий