Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made! Как вы считаете, нужно ли ребенка учить обращаться с деньгами? С какого возраста это начинать делать? Что имеют в виду, когда говорят, что экономическое воспитание детей дошкольного возраста – необходимое условие для их успешной взрослой жизни?
В нашей семье инициатива в изучении вопроса денег идет от старшего сына.
Так получилось, что в нашу семью пришел маленький предприниматель.
Или финансист, а может быть и нумизмат.
Хотя вполне возможно, что интерес к деньгам, это лишь этап развития ребенка, который он перерастет.
Но в любом случае наша задача дать ему необходимую информацию, ответить на интересующие вопросы и предоставить инструменты для дальнейшего изучения темы денежного обращения.
Мне это делать оказалось не сложно, благодаря:
- Экономическому образованию,
- Работе в банковской сфере,
- Опыту ведения предпринимательства в сетевом маркетинге и изучению литературы, в которой описаны зарубежные и отечественные концепции, дающие четкое представление о том, где деньги искать стоит, а где их попросту нет.
Содержание
В каком возрасте начинать обучение
Здесь ответ будет простым. В том, в котором у ребенка появляется интерес к деньгам.
У нас это произошло после четырех лет, и к пяти годам процесс уже шел полным ходом.
Денис начал собирать монетки на улице, складывать их в кошелек (благо в игрушках у него было несколько моих старых).
Считать он их еще не умел, поэтому для него важно было набить полностью кошелек.
Сначала такой интерес меня немного напрягал, потому что вместо того, чтобы рисовать лепить и собирать конструктор, ребенок строил башенки из монеток, перекладывал их из одного кошелька в другой и обратно.
В основном меня напрягало то, что деньги вообще-то грязная игрушка. Непонятно в чьих руках они были.
Я рассказала об этом Денису, и он стал их «отмывать», причем в прямом смысле.
Высыпал в тазик, заливал водой с мылом, смывал чистой водой и вытирал. И уже после этого чистые деньги помещал обратно в себе в кошельки.
На 5-ти летие мы подарили сыну первую копилку и стали объяснять принцип постановки целей и накоплений.
Я говорила, что если он чего-то хочет, то можно подкопить и купить.
Как бороться с нытьем ребенка и 10-ти рублевыми автоматами
Не знаю, как ваши дети, но наш ребенок обожал кидать свои накопленные 10 рублевые монетки в автоматы с «говно-игрушками» за 10 рублей.
Казалось бы – ну и что такого в этом? В конце-концов это его деньги, что хочет то с ними и делает.
Но есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, когда вы позволяете ребенку покупать эти игрушки:
- Формируется не уважительное отношение к деньгам. 10 рублей — это деньги, которые нужно заработать. Если не хватает 10 рублей, то в магазине, товар не продадут, и в автобусе не проедешь.
- Игрушка, которая лежит в автомате не имеет никакой ценности, кроме интереса ее оттуда достать.
- Интерес к ней пропадает после того как вынули из автомата.
- Эти игрушки захламляют дом и потом окружающую среду, так как выбрасываются в огромном количестве за ненадобностью.
- Папа и мама беднеют, а дядя (владелец автомата) – богатеет.
Вот обо всем этом я регулярно и говорила с сыном. Я позволила ему несколько раз купить себе мячики. Было несколько случаев покупки после сдачи анализа крови (об этом мы договаривались заранее). Но постоянное клянчанье игрушек при походе в магазин было купировано.
И самым весомым аргументом явилось, то, что на нас наживается какой-то дядя.
Неудачный случай для обучения
Был очень интересный случай с автоматом с мягкими игрушками, которые вытаскиваются с помощью «лапы».
Я прекрасно знаю, что автомат настроен таким образом, что игрушку оттуда не достанешь (хотя бывают случаи, но редко), но у нашего сына такого опыта не было.
Я позволила Денису попробовать несколько раз достать игрушку. Даже немного помогала настроить траекторию «лапы», но все разы игрушка соскальзывала и падала, не попадая в корзину.
Денис убедился, что игрушку не достать и стал спокойно проходить мимо этих автоматов.
Но однажды, перед нами девочка решила попытать счастье и мы остановились, чтобы в очередной раз убедиться в том, что это обман.
И что же?! Девочка достала игрушку и довольная пошла домой.
А я поняла, что придется еще раз дать ребенку получить свой опыт.
И мы договорились, что он пробует один раз и, если у него не получается, то больше выбрасывать деньги мы не будем.
И, потратив, еще одну десятку, мы вновь убедились в коварности «дяди» и успокоились.
Можно тысячу раз говорить что-то ребенку, а можно дать получить свой опыт и сделать свои выводы.
Какие существуют методы обучения финансовой грамотности
В нашей семье мы используем следующие средства:
- Копилка (об этом я уже писала немного выше).
- Обучение в игровой деятельности. Существует масса игр, в которых ребенок может участвовать в процессе денежного обращения и узнавать основные законы денег. Например, игра в магазин. Или в банк. При этом фантазия родителя и фантазия ребенка может очень сильно разнообразить эти игры. Можно взять игрушки в качестве покупателей, можно нарисовать денежные знаки и это будет дополнительная тренировка навыков рисования, раскрашивания, вырезания ножницами. Можно построить магазин из подушек и т.д.
- Обучение посредством сказки. Во многих сказках за освобождение принцессы, царь дает мешок золота или полцарства в придачу или еще какое-нибудь материальное вознаграждение. Мой сын, например, очень хочет спасти царевну от какого-нибудь злодея. А когда я спрашиваю – почему? Он честно отвечает, чтобы получить мешок денег. Также имеет смысл сочинять свои сказки с той моралью, которую вы хотите донести до ребенка. Например, что воровать деньги нельзя, что зарабатывать нужно хорошими и добрыми делами, что деньги – это лишь средства достижения определенных целей и т.д.
- Включение ребенка в бытовые дела семьи. Об этом читайте более подробно в следующем разделе.
Обучение в семье
Самым эффективным и самым простым для взрослых способом экономического воспитания ребенка является включение его в решение обычных бытовых вопросов, создающих условия для обучения.
Как происходит такое обучение в нашей семье?
Например, совместный поход в магазин.
Когда мы с Денисом ходим в магазин, у него есть свои обязанности. Он кладет вещи в камеру хранения, берет корзинку для продуктов, взвешивает на весах выбранные мной товары (иногда выбирает сам) и самое главное – расплачивается на кассе за покупки.
Я доверяю ему деньги, он платит, ему дают сдачу, иногда часть сдачи достается ему.
Весь процесс движения товар-деньги он наблюдает и непосредственно в нем участвует.
И даже получает комиссию за помощь маме. Хотя часть сдачи я ему даю не за помощь, помогает он мне потому, что я женщина, а он будущий мужчина. И я делаю на этом акцент.
Мотивирование ребенка деньгами в помощи родителям я считаю неправильным и имеющим очень печальные последствия.
Также мы ходим в сбербанк, проводим платежи.
В магазине игрушек его интересует стоимость и возможность купить выбранное им на его карманные деньги.
Был случай, когда Дениска очень захотел купить подъемный кран. Он спросил, сколько он стоит, мы вскрыли его копилку, набрали необходимое количество монеток, я помогла посчитать правильную сумму и, наш жутко гордый собою мальчик, купил первую игрушку на свои деньги.
Играл он в нее недолго, но чувство того, что он может купить то, что он хочет сам, осталось у него надолго.
Многие родители изолируют своих детей от скучной жизни взрослых, думая что делают благо ребенку. На самом деле, самое интересное и важное для ребенка – это быть похожим на взрослых, копировать нас, быть причастным к решению важных вопросов.
Так формируется самооценка и близость с родителями в семье.
Если родители считают, что ребенок может участвовать в решении таких серьезных вопросов так распределение и движение финансов в семье, то он чувствует себя значимым и полноправным членом семьи.
Продолжение следует
Это лишь первая часть такой важной темы, как социально экономическое воспитание ребенка и в данной статье помимо основных способов и методов обучения, я осветила актуальность проблемы изолирования ребенка от реальной жизни семьи.
А Ваш ребенок участвует в жизни семьи?
Это не все, что я знаю о мире денег и средствах обучения ребенка искусству обращения с ними.
В следующий раз я обязательно расскажу о том, где на самом деле спрятаны деньги, как мотивировать ребенка к изучению математики, и какую книжку необходимо дать ребенку, в качестве одной из самых главных по вопросам денежного обращения, когда он научится хорошо читать.
Немного раскрою свои карты и скажу, что начнем мы изучение финансовой грамотности с чтения книг Роберта Кийосаки, а вкратце о его подходе вы можете посмотреть познавательный мультик про Буратино:
А что будет читать Ваш ребенок?
С уважением, Маргарита Мамаева
P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога и обязательно поделитесь статьей с друзьями в соц сетях
Комментариев к статье: 4
Как удачно, что ваш сынок чуть старше моего! Я могу перенимать ваш опыт так сказать по горячим следам! :-)
С удовольствием буду делиться опытом :)) Когда он полезен, это вдвойне приятное занятие!
Отличная статья! кое что возьму на вооружение. У на в 6 проснулся интерес. Раз в месяц отец выдает детям деньги и они решают копить или на что-то тратить. На 23 и 8 получают от бабушек и дедушек денюжку. И очень радуются. Явно деньгам радуются больше чем подарком. не знаю хорошо это или как.
Спасибо, Машунь, за оценку моего творчества :)) Рада стараться! Дети радуются деньгам наверное потому, что на деньги можно купить что-то, что сами придумали... И процесс предвкушения порой приятнее, чем сама покупка :))