Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made! Нужен ли детский сад ребенку? Обязательно ли туда ходить, чтобы социализироваться в обществе и быть здоровой полноценно развитой личностью в будущем? А не обманывают ли молодых мама, когда говорят, что без садика детям скучно? Или где-то таиться подвох?
Могу сказать точно – название статьи у многих сразу же вызовет волну негодования. Как так? Детский сад – это первая ступень социализации ребенка, это развитие малыша, это навыки коммуникации, приучение к режиму так необходимому ребенку для дальнейшей жизни и т.д. и т.п. А тут – маленькая смерть… Что за ужасы я пишу?
Согласна, звучит категорично, но так быстрее можно вызвать реакцию читателей. Причем не важно, какой окраски эта реакция – положительной или отрицательной. Главное – она есть.
Термин «маленькая смерть» — придумала, к сожалению, не я. Он позаимствован из книги Ольги Писарик «Привязанность – жизненно-важная связь».
Очень рекомендую эту книгу всем родителям – и опытным, и начинающим, и продолжающим...
О чем же книга, и, причем здесь такое отношение к, казалось бы, хорошему заведению – детскому саду?
А дело в том, что до определенного возраста у ребенка с родителями, в первую очередь, с мамой существует неразрывная связь. 9 месяцев на физическом уровне в виде пуповины, и дальше на психологическом всю жизнь. И эта связь может быть полезной и приятной, способствующей развитию ребенка и сближению с мамой, а может быть травмирующей и болезненной, но все равно она есть.
И что происходит, когда мама, обеспокоенная или уставшая от «прилипчивого малыша» начинает его всячески от себя дистанцировать? Сначала в отдельную кроватку, потом к бабушкам и няням, ну и естественно в детский сад. А происходит натяжение пружины. Вы растягивали когда-нибудь пружину? Вы ее тянете, а она стремится сократиться. Чем больше вы ее растягиваете, тем сильнее сопротивление и в какой-то момент она резко сокращается, и хорошо, если не попадет в лоб.
Также и со связью с ребенком. Ему нужно физическое присутствие мамы рядом до определенного возраста. Психологи не называют точного возраста, для каждого ребенка он индивидуален.
Чем больше пытаться дистанцировать ребенка, тем позднее отделение произойдет.
В три года наступает один из самых важных возрастных кризисов у ребенка – «кризис становления личности». Именно с этого периода ребенок начинает ощущать себя отдельным человеком, формируется воля, активно проявляется стремление к самостоятельности, ребенок хочет быть таким же, как взрослые. И все равно, несмотря на свою самостоятельность, активно нуждается в тепле и ласке мамы.
Чем больше ребенок взрослеет, тем большую самостоятельность ему нужно предоставлять, но мягко, аккуратно, наблюдая за тем, а готов ли он к ней, а не захлебнется ли он в свободном плавании.
Вернемся к детскому саду. Некоторые мамы выходят на работу, когда малышу исполняется месяц-два. Здесь я вообще воздержусь от комментариев. В статье «Какой должна быть мама в первый год жизни ребенка» я написала о той роли женщины, которую она должна исполнять в первые годы жизни ребенка, для формирования здоровой психики малыша.
Единственная причина, которую я смогла бы принять – мама умрет с голоду, если не выйдет на работу. И кормить больше некому. Ну, тут уж инстинкт выживания.
Следующая волна желающих выйти на работу – это 1,5 года ребенку. Именно в этот период малыш становится ну очень активным и многих мам прямо-таки сводит с ума. Хочется отвлечься, сменить обстановку надоевшего дома. И тут же появляется хорошая приемлемая для оправдания причина – «малышу скучно дома», «ему нужна компания», «в садике есть разные развивающие занятия» и т.д.
Нет бы честно сказать – «я запарилась», «хочу быть социально нужной», «что я зря училась что-ли», ну или «хочу денег на новую шубу, шапку, машину,…, а муж заработать не может» и т.п. Современные женщины нынче очень социально активные, что, как и любая медаль, имеет две стороны.
Но об этом в другой статье Карьера будущей или молодой мамы.
Малышу скучно дома? Возможно. Есть очень много интересных мест и развивающих занятий «вместе с мамой», которые позволяют развивать детей, не теряя близости с мамой. А наоборот укрепляют эту связь.
В книге «Привязанность – жизненно-важная связь» говорится о том, что потребность у ребенка в привязанности – базовая, и ребенок может нормально развиваться только тогда, когда эта потребность удовлетворена. Возможно, Вы замечали, что ребенок играет сам спокойно в сторонке и вдруг бежит к Вам, вцепляется в ногу и просится на руки?
Что это?
Это как раз нехватка той самой привязанности. Пока она была удовлетворена, малыш мог спокойно заниматься своими делами. А потом ему потребовалось подтверждение – «мама здесь, мама любит, все в порядке». Если Вы его взяли на руки, поцеловали, обняли, возможно, какое-то время поиграли вместе, ребенок наполнил свою чашу и снова готов быть самостоятельным. Чем старше ребенок, тем глубже заполняется эта чаша и на большее время ее хватает.
А что происходит в детском саду? Мама будит ребенка в непривычное для него время (многие малыши просыпаются позже), быстро его собирает, сама нервничает (особенно если на работу нельзя опаздывать или не выспалась или еще какие-то причины), быстро бежит с ним в детский сад, оставляет там и убегает…
Дети не перестраиваются так же быстро как взрослые. Смена обстановки для ребенка стресс, к которому надо адаптироваться. В группе человек 10 таких же заспанных малышей в стрессе, один воспитатель у которого своих мыслей и проблем куча, а тут еще надо чужих детей из стресса выводить. У него (воспитателя или скорее воспитательницы) есть регламент, который должен быть отработан, иначе руководство устроит «ай-ай-ай».
И начинается: поели, попили, пописали, поиграли, пошли гулять, поели, легли спать, проснулись, пописали, поели, поиграли, погуляли и, слава Богу, всех забрали. И так каждый день. И если мама дома, даже занимаясь домашними делами, может уделить ребенку индивидуальное время, напомнить ему, что он нужен, любим и т.д. То в детском саду «надо есть», «надо спать» и лучше всего быть как все и не мешать.
Согласно исследованиям, описанным в книге «Привязанность – жизненно-важная связь», у детей, посещающих детский сад, зашкаливает уровень кортизола – гормона стресса, который не успевает нормализоваться в вечернее время дома.
Получается, что развитие ребенка происходит постоянно в стрессе. Вы не задумывались, почему дети, посещая детский сад, начинают болеть? Это нормально? Здоровый ребенок, за 2 года дома три раза чихнул, а пошел в детский сад и неделю ходит, две недели болеет…
Наверное тесный контакт с другими детьми виноват? Психологи связывает это именно со снижением иммунитета вследствие повышения кортизола. Иммунитет не выдерживает стресса.
Ольга Писарик пишет о том, что повышение уровня кортизола в детском саду связано, прежде всего, с разделением с мамой и нахождением в обществе сверстников, которые являются непредсказуемой угрозой.
И наиболее подвержены такому стрессу детишки до 3-х лет.
На самом деле переписывать книгу я не вижу смысла, основные постулаты я озвучила, а если Вы хотите изучить данный вопрос глубже, то добро пожаловать в мою библиотеку.
Почитайте книгу «Привязанность — жизненно-важная связь» и, возможно, Вы более внимательно посмотрите на своих малышей и их капризы уже не будут казаться вредной чертой характера. Возможно, им невероятно больно и одиноко, а Вы этого не понимаете...
Любите своих малышей, открыто, искренне и безвозмездно и это окупится в десятикратном размере, ведь детская любовь – огромнейший источник чистой энергии.
Пусть Вы и Ваши детишки будут счастливы и здоровы!
Очень рекомендую посмотреть бесплатный видеокурс замечательного специалиста-психолога Екатерины Кес о том, «Как подготовить ребенка к детскому садику».
А о нашем опыте (уже спустя полтора года после написания этой статьи) вы можете почитать в следующих статьях:
С уважением к Вам, Маргарита Мамаева
P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога
В мире косметики и профессионального окрашивания волос оксиды играют ключевую роль. Они служат важным компонентом…
Стол https://foloft.ru/catalog/mebel/stoly_/ — это не просто предмет мебели, а важный элемент интерьера, который выполняет множество…
Элитная посуда exclusive-farfor.ru представляет собой не просто предметы для сервировки стола, а настоящее искусство, сочетающее…
Раздвижные стеклянные стены становятся все более популярным решением для современного дизайна интерьера, обеспечивая не только…
При выборе мебели для дома или офиса одним из важных этапов является выбор мебельной фабрики,…
Аккумуляторная батарея akb-battery – это устройство, способное хранить электрическую энергию и обеспечивать питание различным электронным…
This website uses cookies.
View Comments
Очень интересная точка зрения) Только я с ней полностью не согласна. Играть с утра до ночи в развивающие игры с малышом могут единицы- большинство занимаются своими делами по дому, а малыш за этим наблюдает. По-моему лучше ему в это время поиграть с детками и приучаться к режиму хотя бы по полдня и дать возможность маме как-то в это время что-то успеть сделать или отдохнуть. Ведь если мама будет самореализована, она будет более счастлива. А счастливая мама- счастлив и малыш.
П.С. А к режиму садика приучать надо заранее, чтобы не было стресса.
Екатерина, спасибо за Ваше мнение, пусть и отличное от мнения "статьи" :) Я, честно говоря, перейдя рубеж двухлетнего возраста с ребенком и наблюдая за ним задумываюсь о садике... Вопрос готовности ребенка. До трех лет психика ребенка развивается в индивидуальном режиме. Кто-то в 2,5 года уже бежит играть с детишками, а кто-то и в 3 будет сторониться детей на детской площадке. Кстати психологи считают, что до 3-х лет дети максимум что могут - это играть рядом. Не вместе. Мой мальчик очень активен на прогулках на детской площадке до тех пор, пока не появляется рядом другой ребенок. Он тут же впадает в ступор и наблюдает. Играть в развивающие игры с утра до вечера - это роскошь, доступная единицам. В этом возрасте ребенок развивается, находясь рядом с мамой, участвуя в дискуссиях на своем языке, наблюдая за ней и вовлекаясь в ежедневные дела. Вопрос привыкания к режиму - спорен... "перед смертью не надышишься" :) Стресс будет по-любому. И дело не в режиме. Новая обстановка, отсутствие мамы, дети непредсказуемые и т.д. Я планирую поступить таким образом - потратить этот год (от 2-х до 3-х) на хождение по развивающим занятиям со мной, плюс бассейн, а уже на следующий год может быть и попробуем на полдня ходить в садик. Просто мы думаем о втором ребенке, а с двумя уже будет гораздо сложнее. Получу свой опыт - поделюсь :)
А от чего зависит так сказать "контактность" малыша?
Моя сестра была вынуждена выйти на работу, когда моей маленькой и любимой племяннице было 4 месяца. Надежда ездила на подработки на пару часов, а с Лизой сидели все по очереди, то я, то соседка, то папа, который на тот момент ещё присутствовал. Конечно, это было не часто, но со временем у сестры возрастало количество заказов и она, мать одиночка, не отказывалась. Лиза настолько привыкла быть с людьми, что совершенно ни кого не боялась и с удовольствием шла на контакт. Бывали случаи, когда они ездили к заказчику вместе, и всем было удобно. Когда пришло время садика, кажется после двух лет. Лиза поцеловала маму в щёку и побежала в группу. Я помню тот день, я обрывала телефон, чтобы узнать как там Лиза, не случилось ли чего!:) Сейчас Лизе 7 лет. Она очень общительная, на площадке всегда отвечает на призыв поиграть и зачастую подходит сама, чтобы познакомиться с детьми. Легко адаптируется в любом коллективе. Мы надеемся, что это поможет ей в дальнейшей жизни, так как нам приходится общаться с различными людьми и порой не всегда для нас понятными и приятными. В нашем случае, взрослые (это Я о себе ) тяжелее привыкали к мысли о садике, чем наша малышка:)
Безусловно все детки индивидуальны... Считается, что круг лиц, вошедших в доверие малыша, формируется до полугода. Т.е. люди, которых ребенок видел в доме до этого возраста, автоматически попали в круг доверия. Открытость и коммуникабельность во многом определяется индивидуальными особенностями плюс тем, какой пример подают значимые взрослые...
А вот мое мироощущение полностью совпадает со статьей. Я сама очень не любила ходить в детский сад ( хотя некоммуникабельной меня назвать вряд ли у кого повернется язык:)). Видимо причина действительно кроется в резком бросании в открытую воду...а психологически я к этому готова не была. Так что Рита, я ЗА совместное хождение по всяким развивалкам, а потом уже и сад.
Так вот и я о том же... Вчера открыла конспект по возрастной психологии и там черным по-белому написано, что в возрасте до 3-х лет у ребенка закладываются основы взаимодействия со сверстниками, и максимум что могут детки - так это играть рядом. Не вместе, а рядом. А если кто-то из них сделает какое-то резкое движение, а рядом нет мамы-утешителя - так это такой стресс - мама не горюй! Поэтому когда мне рассказывают про то, что ребенок не плачет когда ходит в детский сад, а просто пожимаю плечами... Встречалась с подругой - у нее сын на 5 месяцев старше моего и пошел в садик. Вроде был не сильно к маме привязан (она так говорит), и тем не менее - разлюбил лепить из пластилина, рисовать... А это что значит - заставляют! И так во всем - кушать, на горшок ходить... Все через силу, все с позиции принуждения. Я не хочу такого метода для своего ребенка. Как раз для меня открытием стало приучение к горшку... Я об этом отдельную статью написала. Ведь можно же без навязывания!!! И ребенка ломать не надо и результат нужный!
Я вышла на работу в 1,4. Ну да, поторопилась. Огребла потом в семейной жизни. Но дочка сидела с бабушкой, и всего 2 дня в неделю. Так что не критично. А вот в 2,4 пошла в сад. И пошла она в него замечательно. Адаптации запросто не было. Плохо ли это, или хорошо - не знаю. Я вижу здоровую привязанность ко мне. Она меня готова отпускать, потому что знает, что я вернусь! А в обществе с детьми ей весело и интересно, и она не готова отказываться от этого. Нам в длинные выходные пришлось даже пройтись по детским комнатам магазинов ) Ну так сложилось, и оказалось, что ей это надо было. Так что все неоднозначно.
Сад саду рознь. Я восхищаюсь нашим садиком. Конечно, есть элементы дисциплины. Но я не считаю, что это плохо. Ну и куча развивающих элементов. Я со своей стороны могу только плавать, гулять и включать мультики )) Ну вот такая я ехидна оказалась ) Мы даже сверх нормы ходим. Т.е. после сада в театральную студию, а в субботу на развивалку на 3 часа. Правда ей уже 3,8 )
А вот в 6 месяцев не отпускала меня. )
Ты знаешь, Свет, я тоже ехидна, видимо. Мне нравится с Дениской плавать, куда-то ездить, гулять, а вот заниматься развитием и творчеством - это прям-таки насилие над организмом. Поэтому, если бы у нас была квартира побольше, то я бы наняла няню, именно для занятий с ребенком. А так приходится тоже мультики смотреть, чтобы самой что-то успеть... Ребенок - ребенку рознь, безусловно... Дениса ты наблюдаешь уже второй год и видишь, что он не шибко коммуникабелен, поэтому отдать его в сад - существенно подпортить психику, да и психосоматика полезет, я более чем уверена. У бабушки выходные он проводит хорошо, а вот среди детей своего возраста весь зажимается и боится их... Надеюсь, что с возрастом это пройдет...
вот и получается, что одному хорошо - другому плохо )
Отличная статья, сегодня надо бы побольше говорить об этом!
Моим мальчишкам 3 года и 1,5 года. В садик вообще отдавать не хочу. Но у меня какие-то свои,наверное, инстинктивные причины.
Во-первых, их двое. Иногда даже на площадку гулять не выгонишь, потому что они разыгрались вдвоём дома. О скуке речи нет.
Во-вторых, я придирчива к еде и отдать рацион детей на чужое усмотрение не могу. Ибо не может быть нормального психического здоровья без здоровья физического.
В-третьих, у меня растёт два мужика. Дома у нас всё просто: мама - добрая, ласковая, может конечно ругнуться, но не страшно, а вот папа - авторитет, возразить и не думают. А что получается в садике? большую часть дня мои будущие мужики должны слушаться какую-то тётку, потому что ДОЛЖНЫ. Где логика?
В-четвёртых, детские сады появились, когда женщине позволили ходить на работу. А потом уже придумали социальную адаптицию и прочие оправдания. Что же дети делали веками? Росли в семье. И учились у мамы с папой. Да и любое повседневное занятие можно и в игру и в обучение превратить.
Это тема конечно сложна для семей в тяжёлой финансовой ситуации.
Но многие мамы просто решают таким образом отдохнуть. Так вот, для "неуспевающих мам":
У меня дома банда из двух маленьких сорванцов, достаточно большая площадь жилья, огород и муж с ооочень хорошим аппетитом. Бабушка приезжает не чаще, чем раз в месяц, по дому никто не помогает. С детьми лепим, рисуем, поделки делаем и пр.
Поверьте мне, всё успевать - ЭТО РЕАЛЬНО!
А про женскую самореализацию скажу:
Самореализация для женщины - это дети! Тут тебе и творчество, и коммуникации, и организация, и ответственность. Так зачем всё это писат в резюме и дарить за бумажки работодателям, если можно отдать всю себя своим детям.
Вот и у меня инстинктивно к садику было плохое отношение. А уже потом я нашла научное подтверждение и обоснование моих опасений. Сама я садик не любила, возможно это первичная причина моей нелюбви к нему. И всегда и всем говорю, что "социализация" - просто подмена понятий. Нужны деньги, не с кем ребенка оставить, так и говорим, а не "скучно, нужно приучать ребенка самостоятельно налаживать отношения и т.д."... Вот и у нас такая ситуация сейчас - чтобы вырваться из ситуации - "занять-перезанять и дожить до зп" мне придется выходить на работу... Получится обойтись без садика до 4-х лет - хорошо, нет - ну что делать? Но не из желания "социализировать" ребенка. Вчера как раз подала электронное заявление на предоставление места в детсаду, но на кратковременной основе. На полдня. Этого более, чем достаточно. Без дневного сна. А дальше бабушка будет забирать... Абсолютно с тобой согласна по поводу женской самореализации... Никакая работа не позволит женщине раскрыться и почувствовать свою природную силу, если у нее нет детей и не раскрыт материнский инстинкт. Бывает же, что дети есть, но женщина матерью психологически не стала... Родила и скинула на кого-нибудь... Мне ваш пример семьи очень импонирует, я, надеюсь, что в недалеком будущем и у нас будет дом, сад и несколько детишек, правда разницы между первым и вторым маленькой уже не получится...
Изумительно верная статья,я полностью согласна с автором.Спасибо вам за вашу смелость и правдивость на фоне всеобщего давления :"Обязательно нужно в садик!"Борюсь одна уже много лет с этой точкой зрения,приятно,что есть единомышленники.
Спасибо, Татьяна, за отзыв :) А представляете, какое общественное давление испытываю я, не отдавая ребенка в школу? Ну садик куда не шло, а как же без школы? Как же социализация??? Главное все как зомби твердят одно и то же :( А когда начинаешь приводить разумные и логичные аргументы соглашаются, но тут включается другой стереотип - мы так не смогли бы :) А вот мы можем, хоть это и не просто :)
Вы на дому обучаетесь?
Да мы на домашнем обучении.
Видимо, Татьяна, он просто дорос до школы. И очень хорошо, что ребенка не насиловали садиком. Было бы гораздо сложнее убедить его в том, что школа - это хорошо и интересно, если бы он в садик ходил через силу...