Как избежать проблем с речью у детей? Интервью с ЛОГОПЕДОМ!

Здравствуйте, дорогие читатели блога Жизнь Hand Made! 

Я давно обещала и, наконец, публикую интервью с профессионалом своего дела, логопедом и просто прекрасной девушкой Викторией. Она согласилась поделиться с нами секретами развития речи у детей, дать несколько советов логопеда родителям дошкольников и помочь с первичной оценкой наличия проблем развития речи у детей.

Для меня эта информация очень важна, надеюсь и для Вас она окажется полезной. Читайте, и пусть у Ваших деток проблем с развитием речи будет как можно меньше.

Виктория, здравствуйте!

Спасибо огромное за то, что нашли время, чтобы ответить на мои вопросы и поделиться очень важной и полезной информацией с читателями моего блога, дать практические советы логопеда родителям дошкольников.

sovety-logopeda-roditelyam-doshkolnikov, советы логопеда родителям дошкольниковЗдравствуйте, Маргарита и уважаемые читатели! Надеюсь, что смогу быть Вам полезной.

Расскажите немного о себе.

Если коротко и формально: закончила школу с золотой медалью, далее — Университет телекоммуникаций им. Проф. М.А. Бонч-Бруевича (специальность — инженер по биомедицинской технике, красный диплом), несколько лет работы по специальности. Затем закончила Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга по специальности учитель-логопед (также красный диплом). Замужем, двое замечательных детишек – Максим и Анечка, муж тоже замечательный ). В свободное время занимаюсь современными танцами и самообразованием.

Насколько я знаю, логопед – это ваша вторая профессия. Почему вы ее выбрали? Почему не экономист, юрист, дизайнер или еще что-то?

Честно говоря, сначала просто возникла идея получить второе образование – новые знания, возможности и перспективы. К тому времени работа в офисе уже не приносила достаточного удовлетворения, хотелось живого общения и видимых результатов от работы. Затем я начала разбираться в себе, прошла профессиональное психологическое тестирование и поняла, что наибольшую пользу я смогу принести, работая с детьми и помогая им. Так было принято решение пойти учиться по специальности Логопедия.

Когда вы пошли учиться, вы знали, что будете работать по этой профессии или это было просто интересно, для себя и своей семьи?

Начну с того, что устроиться работать логопедом не так и просто. В этой области существует достаточно серьезная конкуренция, поэтому я не была уверена в том, что смогу быстро найти работу. В первую очередь, мне, конечно, было просто интересно учиться. Первая моя специальность техническая, а здесь – педагогика и медицина, дисциплины, близкие каждой женщине, но далекие для меня, как инженера. Кроме того, когда я пошла учиться, у меня еще не было детей. Но во время трехлетнего обучения у меня родился сын, а защищала диплом я, будучи беременной дочкой. Поэтому полученные знания я уже воспринимала не просто как теорию, но и практиковалась на детях ).

Вы пошли работать, когда вашей младшей дочке было чуть больше года? Насколько тяжело совмещать работу и воспитание двоих детей?

Знаете, мне тяжелее не совмещать. Я глубоко уважаю женщин, которые могут всецело посвятить себя детям, но это тяжелый труд. На работе я отдыхаю.  Тем более, что гибкий график и четырехчасовой рабочий день логопеда позволяют мне много времени проводить со своими детьми.

Сейчас вы работаете в частном детском саду. Какого возраста детишки приходят на ваши занятия?

В наш детский сад приходят дети с полутора до семи лет. Самому младшему Саше, с которым я в настоящее время занимаюсь, один год и восемь месяцев. Самому старшему Коле почти семь лет.

Правда ли, что сейчас очень много проблем с развитием речи у детей?

К сожалению, это так. Около 50% детей, посещающих наш детский сад, в той или иной степени имеют нарушения речевой функции.

Какие проблемы развития речи у детей наиболее частые? И с чем вы это связываете?

У малышей до четырех лет часто наблюдается ЗРР (задержка речевого развития).  У детей постарше распространены дислалия и дизартрия — речевые нарушения по клинико-педагогической классификации; ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и ОНР (общее недоразвитие речи) – речевые нарушения по психолого-педагогической классификации.

Конечно, наиболее серьезные речевые нарушения связаны с недоразвитием или поражением мозга, а также центральной нервной системы во внутриутробном периоде, в момент родов или в первый год жизни ребенка.

Недоразвитие и поражение мозга, в свою очередь, могут быть вызваны такими факторами, как: болезни сердца и сосудов, анемия беременной (приводят к хронической гипоксии плода), диабет и преддиабет беременной, хронический холецистит, желчекаменная болезнь (приводит к интоксикации плода), перенесенные беременной вирусные заболевания; наличие вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики), резус-конфликт.

Необходимо учитывать, что закладка основных органов ребенка происходит в первые недели беременности (до 12 недели), поэтому будущим мамам следует особо себя поберечь в этот период. Патология родов также отражается на речевых возможностях ребенка.  Недоношенность плода или беременность свыше 42 недель, стремительные или затяжные роды, использование вакуум-экстракторов, травмы во время родов (особенно часто во время проведения кесарева сечения) всегда отражаются на состоянии ребенка.

Большую роль в возникновении речевых нарушений играет и социальный фактор: для гармоничного развития ребенка необходимо правильное речевое окружение и наличие благоприятной психологической обстановки.

В каком возрасте уже можно определить есть ли проблемы развития речи у ребенка, и как родители, не привлекая логопеда, могут помочь ребенку? Дайте, пожалуйста, несколько советов логопеда родителям дошкольников.

Это, на мой взгляд, ключевой вопрос. Если беременность и роды прошли не совсем благоприятно, в первую очередь родители должны помочь своему ребенку, и это можно сделать уже с первых дней жизни малыша. Компенсаторные возможности ребенка очень велики. Самое благоприятное время для развития речи – это второй год жизни ребенка, три года и семь лет. Любые развивающие занятия в эти сензитивные для развития речи периоды будут очень полезны.

Первая вокализация, которая появляется у ребенка, это крик. Примерно к двум месяцам появляется гуление – плавные, певучие звуки, которые к 5-6 месяцам перерастают в лепет. Родителей должно насторожить отсутствие какого-либо звена в этой речевой цепочке.

При наличии следующих проблем развития речи у ребенка необходимо обязательно обратиться к специалисту:

Чтобы узнать эту очень важную информацию - нажмите на одну из кнопочек

Лучше все-таки не надеяться только на собственные силы, а регулярно проходить обследование у невропатолога. Опытный специалист обязательно обратит внимание на речевое развитие вашего ребенка, выявит возможные проблемы развития речи у ребенка, а также порекомендует получить консультацию логопеда, если это необходимо.

Возраст до 3 лет является наиболее благоприятным для развития психической деятельности. Конечно, и после трех лет вполне возможно исправить возникшие речевые нарушения, но легче их предупредить. Чтобы правильно оценить предпосылки речевого развития, важно вовремя обратиться за консультацией к логопеду уже на раннем этапе развития вашего ребенка.

Могу дать несколько советов логопеда родителям тех дошкольников, которые хотят сами, в домашних условиях развивать речь ребенка.

Я бы посоветовала, в первую очередь, установить близкие, доверительные отношения с ребенком.

sovety-logopeda-roditelyam-doshkolnikov, советы логопеда родителям дошкольников

Наверное, от логопеда ждут несколько иных советов, конкретных упражнений, которые в миг все исправят. Но речь, прежде всего, предназначена для общения. Уже внутриутробно ребенок общается с мамой, как может. После появления на свет он постепенно осваивает наши способы общения. Своим первым криком, через какое-то время улыбкой (так называемый комплекс оживления), а затем первым лепетом и словами ребенок показывает, как мама и близкие для него важны.

Кормите ребенка грудью. Это не только обеспечит здоровье, иммунитет малыша, нормальное развитие зубочелюстной системы, языка, губ, но и обеспечит глубокую эмоциональную привязанность. Читайте ребенку книжки в соответствие с возрастом, обсуждайте их вместе.

Гуляйте с ребенком, при этом объясняйте ему различные явления природы, развивайте внимательность и наблюдательность. Выполняйте домашние дела вместе.  Уже с того момента, когда ребенок начинает ходить, он может стать вашим учеником и помощником. Различные «развивалки» (такие как кулинарная школа, занятия по развитию мелкой моторики, по системе М. Монтессори и т.д.) вы можете организовать у себя дома, всего лишь совместно выполняя рутинную домашнюю работу.

И помните, что наибольший успех от ваших занятий будет, если ребенок эмоционально вовлечен в работу, и она ему нравится.

Поэтому главный совет логопеда родителям всех детей, а не только дошкольников – любите своих детей, и тогда никакие недуги им не страшны!

Поделитесь каким-нибудь простым упражнением для родителей и малышей…

Трудно выделить какое-то одно упражнение, т.к. развивать речь нужно комплексно.

Но, например, несложные артикуляционные упражнения полезны как для исправления нарушений звукопроизношения, так и для их профилактики.

sovety-logopeda-roditelyam-doshkolnikov, советы логопеда родителям дошкольников

Используйте звукоподражания — мычите, гудите, хрюкайте, каркайте, цокайте как лошадка и т. д.; для укрепления мышц языка полезно вылизывать ложки, тарелки, сплевывать бумажки, крупинки.

Для развития речевого дыхания пускайте мыльные пузыри, дуйте на вертушки, играйте на дудочке и т. д. Не забывайте и о развитии слуха – сначала неречевого: привлекайте внимание ребенка к звукам, издаваемым различными предметами, например, шуршание бумаги, стук барабана, звон колокольчика, шелест листьев; а затем и речевого – называйте различные речевые звуки (именно звуки, а не буквы), делите слова на слоги и на звуки, составляйте слова из звуков.

Играйте с пользой, и тогда услуги логопеда Вам не понадобятся!

Спасибо, Виктория, огромное за столь подробное интервью, за ценные советы логопеда родителям дошкольников. Надеюсь, что эта информация поможет кому-то вовремя выявить и, возможно, решить проблемы развития речи у детей.

А еще лучше создать такие условия развития ребенка, чтобы и проблем не возникало.

Четкой Вам речи и хороших отношений с детьми!

Я же с Викторией не прощаюсь, а говорю «до свидания» и надеюсь на плодотворное сотрудничество!

Приятно иметь дело не только с грамотным специалистом, но и близким по духу человеком.

И снова на блоге есть возможность заработать, комментируя данную статью! Подробнее об условиях акции читайте здесь.

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

P.S. А чтобы не пропустить выход очередной статьи, подстрахуйтесь и подпишитесь на обновления блога

 

  1. Наталья пишет:
    Здравствуйте! Я тоже считаю, что сейчас, когда родители чаще всего заняты, надо очень тщательно отслеживать малейшие нарушения в «речевой цепочке». И не оставлять на потом. Помогите своим детям!
    • Маргарита пишет:
      Спасибо, Наталья, за такой посыл! Правда, когда родители очень заняты, то и отслеживать нарушения скорее всего некогда... И легче для родителей и ребенка, предупредить или своевременно скорректировать, чем перед школой бегать и таскать ребенка на интенсив к логопеду.
  2. Анна пишет:
    Хорошая статья, Спасибо! Виктория приятная и внешне и в общении, если можно так сказать:) как-то почувствовала:) Не хочу затрагивать тему о проблемах с речью у детей из-за халатного отношения родителей. Желаю всем тёплых, доверительных, продолжительных и интересных разговоров со своими детьми.
    • Маргарита пишет:
      Спасибо, Ань, за комментарий. Виктория сказала, что к ней можно обращаться за консультациями если что :) Она и правда чудесная девушка и хороший специалист.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

« align=»absmiddle