Сапожник без сапог или психолог в растерянности

Дорогие мои читатели блога! Наша семья переживает кризис 2 летнего ребенка! Что это такое и как с этим жить?

Наступил долгожданный очередной день рождения нашего сыночка. Ему исполнилось 2 годика. Прелестный, белокурый, голубоглазый ангелочек уже месяца полтора сводит с ума маму, бабушку и папу.

кризис 2 лет у ребенка

Мы вернулись с дачи, где провели 2 месяца практически безвылазно. Несмотря на неустроенный быт и небольшой участок земли (6 соток) у ребенка была свобода и круглосуточный свежий воздух.

И именно на свежем воздухе у нашего малыша пошло бурное развитие. Спокойный,  вполне адекватный малыш стал полнейшим комком сопротивления взрослым. Наступил так называемый кризис 2 лет у нашего ребенка.

Это как раз стало происходить после написания и публикации моей статьи — «Почему ребенок не слушается или причины нарушения поведения».

Я так подробно описала теоретические основы детской психологии, а оказалась беспомощной в конкретной ситуации со своим ребенком.

Да…

Не зря говорят – сапожник без сапог.

Попробую разобраться сама, найти причины и выработать стратегию поведения, и, возможно, этот опыт понадобится и вам.

Психологи выделяют несколько периодов развития психики малышей.

  1. Период младенчества (от 0 до 1 года);
  2. Период раннего детства (от 1 года до 3 лет);
  3. Дошкольный период (с 3 до 6 лет);
  4. Младший школьный период (с 7 до 11 лет);
  5. Старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).

И, зная эту периодизацию, пережив кризис первого года и переход ребенка из горизонтальной плоскости в вертикальную со всеми вытекающими последствиями, я морально готовилась к кризису трех лет.

А тут нате! Оказывается 2 года считается одним из самых сложных моментов для ребенка и окружающих его взрослых. Кризис 2 лет у ребенка и взрослых!

Физически уже развит, понимает чего хочет, чего не хочет и  упорно этого добивается, а объяснить толком не может. Вот и выливается это все в капризы и обиды.

И именно в этот момент проявляется та самая “борьба за власть”,  о которой я писала в статье про причины нарушения поведения у детей.

кризис 2 лет у ребенка

Как я определила, что это борьба за власть?

Да меня просто “выбешивает”, когда Дениска начинает сопротивляться моим просьбам. Я злюсь невероятно. А это как раз и является индикатором борьбы за власть.

И я начала активно применять те приемы, которые рекомендуют последователи Альфреда Адлера и о которых я подробно писала.

В борьбу не вступать, говорить о правилах взаимодействия в семье,  о логических последствиях и применять их… Все бы ничего, но двухлетний ребенок, несмотря на то, что весьма смышлен и уже многое понимает, все-таки мал для данных приемов.

Я полезла в интернет и задала поисковику запросы “двухлетний ребенок не слушается”, «кризис 2 лет у ребенка»...

Оказывается я не одинока со своим малышом и многие мамы на форумах обсуждают своих непослушных чад.

Натолкнулась даже на такое письмо. Цитировать не буду, передам основной смысл.

Мама двухлетнего ребенка обращается с просьбой о помощи к мамочкам-форумчанкам. Ее ребенок не слушается, они с папой его активно наказывают, а он еще хуже становится, переживают, что так и до колонии дело дойдет…

кризис 2 лет у ребенка

Ответы на такое письмо были разными, но большинство, слава Богу, маму эту осудили за такое рвение наказывать и пытаться усмирить неразумное дитя.

Все мы хотим лучшего для своих детей, да только надо понимать когда и что следует корректировать, а что на самом деле нормально и со временем проходит само. Как говорится, ребенок израстется.

Я успокоилась, поняла, что не одинока и что ключевым словом и действием для улучшения поведения ребенка является “отвлечение и занятие”. Возможно кто-то скажет, что это и так очевидно, но для меня сейчас это явилось маленьким открытием!

И вот сейчас я думаю над тем как в условиях маленькой однокомнатной квартиры с минимальным ущербом для обстановки и хороших вещей создать ребенку поле для увлечения и отвлечения.

Первая мысль возникла для ванной. Я решила накупить дешевой косметики (крема, зубные пасты, возможно маленькие шампуни и прочие тюбики) для того, чтобы малыш их выдавливал, размазывал и всячески познавал их свойства.

А свои крема и зубные пасты припрятать пока повыше.

Вторым движением вперед стала покупка Дениске беговела. Если кто-то еще не знает об этой чудо-технике, расскажу…

кризис 2 лет у ребенка

Беговел – это двухколесный велосипед без педалей. Ребенок может учиться на нем кататься аж с 1,5 лет. Катание заключается сначала в перебирании ногами, сидя на седле. Как только ребенок освоит и осмелеет, то начнет попеременно отталкиваться ногами и катиться, оторвав ноги от земли. Причем он может развивать весьма приличную скорость и даже делать разные трюки. И это в 2-х-3-х летнем возрасте!!! В то время как другие малыши перебирают педали на неудобном трехколесном велосипеде или на тяжелом четырехколесном.

Беговел, в отличие от обычных многоколесных детских велосипедов, легкий, это дает возможность ребенку самому его вывозить, приподнимать и успешно на нем маневрировать. И самый большой плюс беговела в том, что он отлично тренирует чувство равновесия, что позволяет ребенку без сильных травм и шишек пересесть сразу на двухколесный велосипед без приставных колес.

В интернете очень много роликов с опытом катания малышей, я со своей стороны обещаю поделиться нашим опытом. Думаю это будет классное видео.

А пока Дениска боязливо пробует. Он у нас некрупный мальчик, и в 2 года ростом около 85 см, а купленная нами модель беговела рассчитана на чуть больший рост, где-то с 90 см. Пока Денису очень понравился звонок!

Хочется также отметить как проявляются иногда мои знания психологии. Смотрю ребенок играет, ломает игрушки, разбирает все подряд… Открываю конспект по возрастной психологии, а у нашего мальчика, помимо кризиса 2 лет у ребенка, еще и  предметно-манипулятивный период развития психики. Вот оно как!

кризис 2 лет у ребенка

Он развивается, воздействуя одним предметом на другой, и изучает их свойства. Так что если ваш малыш стучит молотком по стеклу и разбивает его, не спешите его ругать – возможно он сделал для себя важное открытие. Стекло  хрупкое и от удара разбивается. А так откуда он мог это узнать! Хотя конечно безопасность в этом возрасте очень важна и именно на родителях ответственность за ее организацию.

Вот тут и заключается искусство баланса между стремлением обезопасить, но не ограничить от исследования…  

кризис 2 лет у ребенка

Во всей этой суматохе приезда с дачи, празднования дня рождения сыночка, растерянности и попытке найти новые варианты общения с ребенком, я несколько снизила свой темп написания статей. А еще поймала себя на мысли, что не могу писать на те темы, которые были запланированы мной. И на мое, честно говоря удивление, я стала писать о том, что так волновало меня – о моем сопротивляющемся малыше, о его кризисе 2-х лет…

А еще в очередной раз ощутила чудо-терапию выплескивания своих чувств на “лист Windows Live Writer” (именно эту программу я использую для написания статей).

Я достаточно подробно писала о причинах создания своего блога в статье «Зачем мне, а возможно и Вам, блог?», а недавно обнаружила еще одну, причем весьма эгоистичную причину!

Блог, как и обычный дневник, обладает отличным психотерапевтическим эффектом.  Тревожит что-то – написала статью, опубликовала, пару раз сама прочитала, кто-то прокомментировал, глядишь уже и гораздо спокойнее внутри.

Вот так и с данной статьей. Мой двухлетка – отличный мальчик и я его очень люблю, а его несносное поведение – лишь очередной этап становления личности.

кризис 2 лет у ребенка

Это надо просто пережить. Не зря на востоке есть несколько этапов отношения к ребенку.

  1. До пяти лет “ребенок – Бог”. Взрослые позволяют ему все.
  2. От 5 лет до 14 “ребенок – слуга”. Где-то в возрасте от 7 до 10 лет у ребенка формируются трудовые навыки, именно здесь нужно прививать трудолюбие и учить выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Ну и как раз активно воспитывать.
  3. После 14 лет “ребенок – друг”. А здесь уже стоит признать, что все что могли вы в ребенка вложили, теперь остается не испортить доверительные отношения и пожинать плоды своих трудов. Это как раз период сложнейшего подросткового возраста и к нему необходимо готовиться с пеленок.

Ну вот, себя убедила, что у нас все хорошо, эмоции и мысли в просторы интернета запустила, могу с чувством удовлетворения начинать готовиться к нашему долгожданному отпуску.

Мы долго этого ждали и заранее готовились.

О том как мы бронировали свой тур я писала в статье  «Госуслуги или как быстро и приятно получить загранпаспорт», а о нашем последнем отпуске “не на даче” – в статье «Нам так хотелось увидеть море».

Через неделю мы летим на Кипр!!! Всей семьей!!! На 21 день!!! Мы ждали этого 3 года и вот счастье не за горами!!! Правда, скажу честно, я пока с трудом во все это верю.

кризис 2 лет у ребенка

Поэтому следующая статья будет моим отчетом о нашей поездке, с фотографиями и конечно же полезными советами по путешествию с детьми. Я как раз активно изучаю этот вопрос. 

А на этом я не прощаюсь, говорю “До свидания”.

Я скоро вернусь, и полная сил и энергии продолжу писать интересные и, надеюсь, полезные для Вас статьи, которые усилят движение к поставленным мною целям.

Я желаю Вам спокойно относиться к детским кризисам, особенно кризису 2 лет у ребенка, как можно больше теплых сентябрьских деньков и отличного солнечного настроения! И обязательно привезу с Кипра кусочек тепла на свой блог!!!

кризис 2 лет у ребенка

P.S. Если Вам понравилась статья, есть возможность подписаться на рассылку и получать все самое интересное и полезное на почту!

 

С уважением к Вам, Маргарита Мамаева

  1. Анна пишет:
      Мне потребовалось встать в 6-30,чтобы дочитать твою статью:)   Мой 8 месячный ребёнок и Я — его растерянная мама совершенно выбились из привычного режима. Не прекращающиеся гости, совместный сон и поход в поликлинику не очень благоприятно повлияли на наш устоявшийся график. Всё с ног на голову, но я набралась сил и добралась до компьютера:)!   Прочитала очень внимательно, перечитала и ещё буду к ней обращаться (к статье),а скорее всего сохраню её в свои записи!   Очень полезные советы и наблюдения. Мне пригодится. Я уже пробую что-то изменить в общении с сыном. Ласки и внимания я не уменьшу, но добавлю что-то ещё, например чуть-чуть строгости. С каждым днём мой малыш придумывает и,как ты правильно это называешь, открывает для себя что-то новое. Я не всегда успеваю приноровиться.   Например. Вчера. После долгого перерыва я захотела помыть его во взрослой ванной. На днях мы встали на ножки и мне подумалось, что это прорыв и мне будет легче:) Не тут то было. Держать постоянно выскакивающего из рук мальчишку, который брызжется водой и задирает ноги, не только не удобно, но и опасно:)...Завтра возвращаемся в детскую ванночку до тех пор, пока Мишка не научится сидеть:)   Одним слов, я с тобой полностью согласна...Учатся и делают постоянные открытия не только наши дети, а и мы!!!  
    • Маргарита пишет:
      Мне очень приятно, что ты встала так рано специально, чтобы прочесть мою статью. А то, что мой опыт полезен еще раз подтверждает то, что в моем блоге есть смысл и это меня очень воодушевляет и радует... Спасибо тебе!!! Буду стараться еще больше!!!
  2. Светлана пишет:
    Маргарита, я вот тоже пытаюсь искать пути договориться со своим старшим сыночком. Прекрасно  знаю причины его поведения, но по ка не знаю пути разрешения. Мы кризис миновали, а вам желаю успехов. Многое зависит от нас, родителей.
  3. Наталья Большакова пишет:
    Вообще-то на Востоке так — до 5 лет ребёнок — ваш  царь, с 5 до 10 -  ваш  слуга, с 10 до 15 -ваш брат, а после — ваш друг или враг, в зависимости от того,как вы его воспитали. Пока ваш сынок должен быть царём, он ещё не способен к саморегуляции,  это  вы должны обо всём заботиться и всё предотвращать,а не требовать послушания и уж тем более не  наказывать такого кроху!Маргарита, не самую лучшую книгу вы себе выбрали в Путеводители по родительству.Эта  книга о том,  как  исправлять  ошибки,  а  лучше  их  не  допускать с самого начала воспитания ребёнка, а для этого ребёнка надо знать и понимать. Эта книга  не объясняет, что всё, что происходит  с вашим сыном- это нормально, закономерно, это этап освоения ребёнком действительности.Родители, которые искренне  любят и принимают своего ребёнка, даже не замечают никаких кризисов их развития, они просто дают ребёнку возможность развиваться! на моём сайте о подготовке к школе я даю небольшой список книг для родителей, здесь укажу две -Галина Тимошенко,Елена Леоненко «Как общаться с ребёнком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним» и Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком.Как?».Вот эти книги действительно стоит читать и цитировать.
    • Маргарита пишет:
      Наталья, спасибо еще за один комментарий. Просмотрела заново свою статью, попыталась понять на какую книгу я ссылаюсь... Я пишу о подходе Альфреда Адлера и его последователей. Одна из книг называется «Воспитание без наказания». И она как раз учит подходу, с помощью которого можно научить ребенка осознанно делать выбор и понимать какие последствия за этим выбором будут. Восточная модель хороша на востоке, я не сторонница вседозволенности. Ребенок ведь учится себя вести, нащупывает границы, проверяет свое влияние и т.д. Можно сидеть и терпеть, когда ребенок треплет собаку, кусается и кидается предметами. А можно поймать за руку, посмотреть в глаза и сказать, что «мне не нравится то, что ты делаешь и если ты будешь продолжать, то и я тебя укушу». И укусить. У нас в семье принято так. Возможно это не правильно, но мое мнение, что в семье должно быть хорошо всем членам, а не одному ребенку на протяжении первых 5-ти лет. Я прекрасно понимаю, что происходит с нашим сыном, кризис — условное понятие. Оно не носит негативной окраски. Кризис — это просто конец одного периода и начало другого. Сейчас у Дениса активный процесс выделения своего «я», проявление самости, что выражается в капризах, противоречии и сопротивлении. Это нормально, только несмотря на всю нашу любовь и принятие этого этапа, мы — живые люди с эмоциями... О чем я и писала в статье. Ну правда, бесит жутко :) Мы работаем над собой, учимся и развиваемся... Спасибо за рекомендованные книги, я обязательно почитаю их, про первые две не слышала, Гиппенрейтер у меня скачана, еще не читала...
  4. Наталья Большакова пишет:
    Маргарита,доброе утро!Я просто педагог-психолог.Много работаю репетитором.Прихожу в семью(как правило,не на один год) и ужасаюсь тому,как родители психологически  калечат своих детей. Я,конечно,не о тебе,просто знаешь,как накипело!Я больше 20лет в образовании,за детей так  больно!Я бы сказала,что меньше5% родителей понимают своих детей,остальные кроят их так,чтобы самим было удобно!А потом,когда дети вырастают,мы поражаемся,откуда в них злость,агрессия,жестокость,неуважение к родителям...А всё от родительской безответственности. Обязательно почитай эти книги,тебе станет понятнее,о чём я говорю...Маргарита, вот  ссылка  на  мой блог   о  женской  психологииhttp://vpoiskegarmonii.blogspot.ru/  , оттуда  есть  переход на  блог о детях.Кстати, вчера на «женском» как раз  писала  про  самооценку  и  немного  коснулась,  как  мы  её  детям  в детстве  ломаем.У  меня  так много всего  накопилось,надо уже делиться мыслями.Хотя  количество  посетителей  удручает, да...А  разве  нельзя  туда  попасть  просто  через  мой  профиль? Обычно  можно.
    • Маргарита пишет:
      Наташ, у меня настройки блога почему-то не дают возможности просто перейти, нажимая на «профиль»... Но я туда пришла и мне очень понравилось как ты пишешь... Обязательно буду читать по мере возможностей :)
  5. Анна пишет:
      Очень хочу услышать ваши мысли! Понимаю, что действую, в основном, по интуиции и чувствам. Чувства сильные, нежности много, вопросов тоже:)   Малышу сейчас 1 год и 2 месяца. Мальчик:) Столько давления, советов, со всех сторон. Многое делю надвое, к чему-то прислушиваюсь, то, что, на мой взгляд, соответствует моему мировоззрению, только понимаю, что стоит и почитать литературу на эту тему. Чтобы с ребёнком быть на одной линии фронта. Почему так воинственно? Мы ещё такие маленькие, а уже приходится держать оборону:) на площадке, с родными, с соседями! У каждого находится своя ложка дёгтя. Хочется, как минимум понимать, правильно ли действую и не наломать дров!  
  6. Маргарита пишет:
    Ань, мыслей много, попробую упорядочить. У тебя еще чувствуется очень сильное слияние с ребенком. Это нормально, но с возрастом его нужно постепенно ослаблять и давать возможность ребенку самому учиться принимать решения, реагировать на других и т.д. Но это все будет постепенно... Ты пишешь «мы такие маленькие»... отсюда вывод про слияние. Он такой маленький :) А ты еще такая неопытная, отсюда и страхи и прочая тревожность. Не бойся быть неидеальной. Не бойся совершать ошибки, без них никуда. Как себя вести с ребенком в обществе? Импровизируй, включи чувство юмора и надень броню. По большому счету люди просто бросают слова, вряд ли кто-то хочет тебя обидеть. Почитай книги, можешь начать как раз с рекомендованных Натальей... А еще очень важно — РАССЛАБЬСЯ! Сделай себе приятное, ты ведь не только мама, но и просто красивая женщина и замечательный человек. Год и два месяца — это первые шаги на пути Миши к самостоятельности и тебе потребуется еще много сил для того, чтобы эту самостоятельность ему дать.  Так что побереги свои силы и плюнь вслед «доброй» бабушке. Это не по-научному, это по-человечески :)  

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

« align=»absmiddle